Детство лидера Дитинство лідера (The Childhood of a Leader)

oKino:
/10
из 10
Венецианский кинофестиваль 2
Сюжет
История о расцвете фашизма в ХХ веке повествует о судьбе маленького американского мальчика, живущего во Франции 1918 года. Его отец работает на правительство США и участвует в разработке Версальского мирного договора. То, чему мальчик становится свидетелем, оказывает решающее влияние на формирование его убеждений, и перед нами разворачивается картина рождения ужасающей личности.
Трейлер (украинские субтитры)
Кадры
Рецензии

Как распознать диктатора


Режиссерский дебют Брэйди Корбета в полном метре удался по всем статьям. Придраться в «Детстве лидера» не к чему, это крепко сбитая и стильно исполненная притча потрясающей силы и правдивости о том, из каких жизненных устоев и обстоятельств вырастают жестокие, индифферентные к совести, страданиям и боли других диктаторы. Перед нами развернута хотя и минималистская во всех отношениях, но выверенная до каждой мелочи история, в которой практически каждая сцена наполнена глубоким смыслом, оформленная в мрачно-приглушенных тонах картинка подчеркивает настроение, а неизменно попадающие в десятку композиции Скотта Уокера во стократ усиливают эмоции.
Фильм Корбета – это два часа напряженных размышлений режиссера о светлых и темных сторонах человеческой натуры, ее добродетелях и пороках, отношениях людей друг с другом в психологическом, моральном, социальном и политическом аспектах. О том, почему же из милого мальчугана (прекрасная актерская работа Тома Свита!), на первый взгляд, самого обычного, как и миллионы его сверстников, шаг за шагом, незаметно и почти неуловимо формируется настоящий тиран, невероятно изощренно для своего возраста манипулирующий людьми, безотносительно близкие ли они, знакомые или вовсе чужие.
Приемам, которые он при этом использует, позавидует любой умудренный опытом интриган. Ложь, лицемерие, притворство, тонкий расчет: когда пойти напролом, поставив во главу угла свое «я» и плюя на все с высокой колокольни; когда надавить на жалость и выиграть очки благодаря своей ангельской внешности и показной беззащитности; когда пойти на жертву, стерпеть унижение, подчиниться, притвориться в ожидании более подходящего момента, который герой Свита как правило выбирает безошибочно; а когда просто включить принцип «А Васька слушает да ест»: мол, вы все прыгайте вокруг меня, я буду гнуть свое. К своим целям он идет еще не по трупам, но уже по искалеченным судьбам и жизням. Конечный результат такого «профессионального роста» пугающе предсказуем.
При этом его убийственное хладнокровие наводит настоящую жуть. Мальчик может оказывать физическое сопротивление, бешено отбиваться руками и ногами, но делает это всегда молча или с минимумом эмоций, которые вообще проявляет за весь фильм считанные разы. Детские капризы, плач могут ужасно надоедать и раздражать, но по мне, пусть ребенок орет сутками напролет, чем так страшно молчит. В эмоциях ребенок, как правило, искренен, но в таком молчании – закрыт и непредсказуем.
Что же так морально выхолащивает, уродует детскую душу? Ребенок не сирота, у него внешне нормальная благополучная и обеспеченная семья с высоким социальным статусом, есть возможность получать образование, заводить друзей, наслаждаться радостями, которые дарит детство. Его не бьют, досыта кормят, ему уделяют внимание и заботу порядочные достойные люди. Он не одержим никакой нечистой силой наконец. В чем же причина? Однозначных ответов Корбет на дает, в свою очередь, побуждая зрителя поразмыслить на сей счет. Лично я отметил для себя тут два обстоятельства. Не случайно отец ребенка вращается в политике. Политика – часто искусство компромисса, расчета, манипуляции и интриг, а также - изощренной лжи с лицемерием вкупе. Мать ребенка вроде бы показательно-образцовая христианка, но и она идет на компромиссы с совестью, хитрит, слегка лицемерит, может свысока говорить с людьми, занимающими более низкое социальное положение, льстит с желанием получить авторитет, потешить мелкое тщеславие и амбиции, хотя, по сути своей, человек она, в общем-то, порядочный.
Ребенок смотрит на отца с матерью и думает: а почему мне так нельзя? Когда это дает результат, положение в обществе, материальный достаток, имидж примерной семьи? И начинает поступать так же. Пока что для достижения своих детских целей, но аппетит приходит во время еды.
Разумеется, это только одна из составляющих. Есть еще и недостаточное внимания к ребенку, отношения между самими родителями, которое за дверями дома несколько иные, чем на публике и еще ряд разных нюансов. Но главное, мне думается, в том, что родителям раз и навсегда нужно усвоить, что дети понимают намного больше, чем они, родители, думают, а поэтому надо быть ответственными за то, что они говорят и делают, какую мораль и принципы проповедуют, и какими – руководствуются на деле. Разумеется, даже при худшем раскладе из ребенка совсем не обязательно вырастет диктатор, но с детства видеть вокруг себя ложь, лицемерие и равнодушие в любом случае для него будет мало пользы.
Кроме собственно ребенка, в картине прекрасно играют и его экранные родители – Беренис Бежо и Лиам Каннингем, в котором я только сейчас, щелкнув на его фильмографию, вспомнил Давоса Сиворта из «Игры престолов». Перевоплощение впечатляет.
Не могу не сказать и о хорошей роли Роберта Паттинсона. Она на первом плане, но исполнена очень удачно. Если вспомнить, что до этого была потрясающая работа Паттинсона в «Ровере», да и в «Звездной карте» он был не так чтобы плох, то за Роберта можно порадоваться: проекты себе он подбирает после «Сумерек» неплохие. Жду от него новых интересных ролей.
А от Брэйди Корбета жду новых интересных проектов. Первый блин комом у него не вышел, так держать!

Написать рецензию
Чтобы написать рецензию необходимо Авторизоваться
Отзывы (0)
Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.
Похожие фильмы