Грязь Бруд (Filth)
Раскованная и на удивление бодрая экранизация прозы Урвина Уэлша
Шотландский полицейский Брюс Робертсон (Джеймс МакЭвой) погряз в пороках, тщеславии и эгоизме. Стремясь получить повышение, Робертсон затевает собственную игру с устранением соперников со своего пути, но увлечение наркотиками и женщинами заходит слишком далеко. Утратив контроль над собой, брошенный женой и дочкой коп опускается на самое дно или попросту стоит двумя ногами в аду.
Никто не ожидал от молодого постановщика Джона С.Бейрда успешной экранизации повести «Дерьмо» шотландца Урвина Уэлша, рассказывающего о нравственном падении поколения
С самого начала авторы не оставляют камня на камне от старой доброй Шотландии. Робертсон или просто Роббо, как его называет начальник, встречает новый рабочий день монологом о любимой нации, «подарившей миру паровой двигатель, гольф, а также пенициллин, виски и батончик «Марс». Тем самым зрителя подготавливают к мерзостным поступкам коррумпированного Роббо, который вместо расследования убийства
Отступления от текста дают понять, что Робертсон, который по его словам не искореняет, а «участвует во зле», слетает с катушек не просто так: от жуткого пропойцы, наркомана и бабника ушла жена (Шона Макдональд) и теперь он уперто верит, что она вернётся, узнав про его повышение. Впрочем, вера в себя как и в славное будущее стремительно тает на глазах у зрителей: с каждым эпизодом антигерой погрязает в страшнейших пороках и мерзостях. Доходит до того, что Роббо видит в отражении зеркала себя свиньей, а окружающие его люди кажутся ему свиными рылами. Здесь режиссёр визуально достигает максимального сходства с первоисточником: копу даже во время сексуальных сцен видятся его коллеги и враги, отчего создаётся впечатление, что весь мир пытается его нагнуть.
В «Грязи» впечатляющий Джеймс МакЭвой буквально наслаждается ролью: мерзавец настолько убедительно погружается в чистилище, что кажется будто он и есть само порождение зла, наделенному кстати рефлексией и способностью к самоанализу, в конце концов скромно подводящих Робертсона к финальной черте, за которой начинается веселая и светлая анимация из серии сказки про трёх поросят. По сути весь фильм — это долгий, но неумолимый путь к концу, к освобождению из опоясавших главного персонажа пут и цепей порока.
Самое страшное и одновременно удивительное заключается в том, что Бейрд силой самоиронии и неубиваемой сатиры показал не только жалкий, но любопытный мир продавшего дьяволу душу полицейского, но и само общество, в котором ему приходится крутиться.