Кальмар и кит The Squid and the Whale
Развод — это практически идеальная драматическая коллизия, в рамках которой любой начинающий режиссер или сценарист, вознамерившийся живописать несколько дней или недель из жизни «обычных людей», должен бы чувствовать себя как рыба в воде. Делая кино о разводе, можно запросто показать семью хоть светильником в темном царстве, к которому
Даже не самый талантливый режиссер, ухватившись за развод немолодой семейной пары с детьми в качестве отправной точки, может без проблем сделать в меру трогательный и внятный фильм. Тем более в рамках хронометража «Кальмара и кита» (немногим более одного часа). А Ной Баумбах, между прочим, талантлив: после нескольких малоизвестных работ, которые, тем не менее, снискали в критических кругах определенную популярность, он сделал фильм по мотивам собственных детских воспоминаний, получившийся неглупым, жизненным и тонким.
Главных героев в фильме четверо: все они члены одной семьи, которая, впрочем, уже и не совсем семья. Бернард и Джоан, оба писатели, которых слегка подтачивает червячок ревности к успехам другого (в последние годы ощутимо больше везет Джоан), решают пожить отдельно. Их отпрыски — старшеклассник Уолт и его младший брат Фрэнк — вынуждены еженедельно кочевать из дома в дом в соответствии с правилами «совместного опекунства», хотя каждый из них с радостью избавился бы от этой неприятной нагрузки: Уолту куда комфортнее с отцом, Фрэнку — с матерью. Фрэнку нравится заниматься теннисом, что его отцу представляется делом «обывательским»; у старшего сына с творческими порывами дело обстоит получше, вот только песню Hey You, которая приносит Уолту всеобщее признание, написал на самом деле вовсе не он, в чем может убедиться любой слушатель пинкфлойдовской «Стены».
«Кальмар и кит», как и многие другие фильмы о расставании, — тихая семейная драма, которой довольно часто удается быть смешной. Действительно, в действиях людей, вынужденных биться в тупике заведомо неразрешимой «бытовухи», несложно углядеть определенный комизм. Крепкий и умный сценарий самого Баумбаха ставит вопросы и, естественно, не дает на них ответов: за
Поэтому Баумбах концентрируется на деталях — и отыгрывает каждую из них с блеском. С точки зрения сценария комфортнее всего Уолту: на его долю выпадают и перипетии взаимоотношений с первой подружкой, которая ему не