Клык Kynodontas

oKino:
6.8
6.8/10
из 10
IMDb: 7.2 (31,083)
Каннский кинофестиваль 1
Сюжет
В доме на окраине города живут мать, отец и трое детей. Дом окружен высоким забором, за который дети никогда не выходили. Они растут, развлекаются, учатся и играют так, как считают нужным их родители, не испытывая никакого влияния со стороны. Они верят, что самолеты, пролетающие над ними, игрушечные, а «зомби» — это название желтого цветочка.

Войти в дом из внешнего мира может только Кристина. В компании главы семейства она работает охранником. Ее приглашают для того, чтобы сын с ее помощью удовлетворял свои сексуальные потребности. Взрослые дети знают главный закон семьи: «нельзя покинуть дом, до тех пор, пока у тебя не выпадет правый клык». Они уже давно живут в ожидании этого момента, не подозревая, что он не наступит никогда…
Трейлер
Кадры
Рецензии

Клык

Где-то в Греции, на удаленном расстоянии от города, живет семья. С первого взгляда может показаться, что жить, как они, хотели бы многие — у них есть большой дом, просторный двор и даже бассейн. Однако, этот первый взгляд на них бросить некому. Наружу из всего семейства выйти может только отец. Дети же верят — за стенами, отделяющими их от внешнего мира, их поджидают угрозы и опасность, такие, например, как самое страшное существо на планете, кошка. Они считают, что самолеты, пролетающие в небе над их домом игрушечные, а зомби — это такие желтые маленькие цветочки. Единственный шанс попасть наружу — это дождаться, пока изо рта выпадет клык, неважно, правый или левый, а вместо него вырастет новый. Вот и живут две уже взрослых девушки, и их старший брат, в ожидании этого момента — а пока, все их желания и представлении о жизни, ограничиваются словами родителей.

«Клык» — фильм греческого режиссера Йоргоса Лантимоса, сразу после своего выхода, привлек внимание широкой аудиотрии. Премия в программе «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля, номинация на Оскар, восторженные отзывы критиков — успех для фильма такого формата и содержания абсолютно беспрецедентный. По размаху и стилистике, «Клык» можно сравнить с фильмами Ларса Фон Триера, также не прибегающего к привычным кинематографу средствам подачи материала. Как и знаменитый датчанин, Лантимос, берет за основу конфликта проблемы, давно людям известные и обсуждаемые — воспитание, дурное влияние общества и. т. д. Но рассматривает он их под таким ракурсом, что моментами становится немного дурно, от жестокости и ненормальности происходящего. При этом, «Клык» не избавлен и от доли юмора, который, в данном случае, можно охарактеризировать, как улыбку сквозь боль. Впечатления от происходящего на экране, Лантимос усиливает (хотя, казалось бы, уже некуда), его непринужденностью и естественностью. Во время просмотра фильма и после него, нельзя не избавится от навязчивого желания примерить на себя и на окружающих условия, в которых оказываются герои фильма. И скорее всего, этого эффекта от «Клыка», как фильма «с посылом» и добивался постановщик. Его «Клык», в отличии от того же «Антихриста», довольно прост в интерпретации и не перегружен метафорами и символикой. Лантимос, с безжалостностью хирурга, режет зрителя буквально по живому, и не оставляет ему шансов пропустить мимо ушей посыл, который, как и физическую боль, проигнорировать невозможно. В чем режиссера можно упрекнуть — так, единственное, в некоторой прямолинейности, которая впрочем, на фоне нормальности безумия, в фильме происходящего, отходит на второй план. На первом же — содержание, та самая суть, проходящая на границе критики социума, в стиле Ханеке, но больше задерживающаяся на анализе внутренне-личностных качеств персонажей, их «естественных» перверсий, желаний и поступков.

Первое впечатление после просмотра фильма «Клык» — отвращение. Что это такое было вообще?! Лента изобилует сценами группового инцеста, а иногда шокирует и рвет мозги в клочья. Хотя, кто его знает, вдруг бы это творение Йоргоса Лантимоса не победило в категории «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля в 2009 году, если бы постановщик так не эпатировал зрителей.

Если закрыть глаза на мерзость в красивой обертке (имею в виду суть показываемого и то, как это показывалось), то фильм «Клык» проверяет основные принципы синергетики. И я бы не сказала, что постановщик пришел в своей работе к каким-то новым выводам относительно антропологических, социальных или психологических исследований, но метод подачи уже не новых знаний он выбрал определенно оригинальный.

Это история семьи, состоящей из двух родителей и трех великовозрастных детей. Фишка в том, что живут они в изолированном от внешнего мира пространстве. Детей удерживают взаперти с помощью трехметрового забора, а также тьмы мифов и баек, начиная с намеренной подмены понятий и заканчивая ложными жизненными установками. Так ребятки уверовали, что отчий дом можно будет покинуть в момент, когда выпадет клык, а что-то получить можно, если кому-то где-то полизать, что «зомби» — это желтый цветок, а «море» — это кресло.

На самом деле в природе такая закрытая модель семьи или общества точно найдется. Возможно, даже не придется долго искать. По законам синергетики, закрытая система со временем деградирует и постепенно начинает разрушаться. Держать систему под контролем и развивать ее интенсивно помогает лишь открытое взаимодействие с другими системами. И отчасти это реализовывается, когда отец начинает приводить к сыну некую Кристину в качестве подруги для регулярного секса. Но когда Кристина, войдя в это не нормальное по меркам внешнего мира семейство, начинает где-то поневоле, а где-то вполне намеренно привносить в него некоторые новшества, оно теряет центр опоры и начинает заваливаться. Родители пытаются вернуть все на круги своя, но не могут адекватно разрулить эту ситуацию.

Интересно, что у главных персонажей нет имен. Наиболее революционно настроенная старшая сестра, насмотревшись фильмов с Брюсом Ли, в одной из сцен просит младшую называть ее Брюсом, пытаясь самоидентифицироваться. Отдельного упоминания заслуживает игра актеров. Зрелище, изображаемое ими, очень странное, но смотреть на него можно с открытым ртом: настолько пугающе правдоподобно они играют. Особенно когда старшая сестра имитирует драку из фильма с Брюсом Ли или когда она решает проблему невыпадающего клыка. Наверное, человек, над которым нависла смертельная опасность, вынужденный вести себя крайне отчаянно, выглядит не менее устрашающе.

Снят «Клык» очень растянуто. Красивые общие планы, яркие цвета, ровно подстриженная газонная трава, все вполне напоминает пригород, внешне кажущийся раем, а на самом деле содержащий кучу шкафов с несколькими скелетами в каждом. Опрятность и правильность всего, что зафиксировано камерой, навевает какую-то психоделическую тоску. Финал остался открытым, а кажется, что он и вовсе не нужен здесь. Хотя закончился фильм так, что не совсем понятно, что этим хотел сказать господин Лантимос. Скорее всего, ничего. Возможно, он хотел, чтоб зритель думал над тем, что он бы мог хотеть сказать этим. Короче, поклонникам артхауса и социальной психологии смотреть обязательно. Слабонервным, нетерпеливым и очень нормальным — не стоит.

Написать рецензию
Чтобы написать рецензию необходимо Авторизоваться
Отзывы (0)
Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.
Похожие фильмы