Король чёртова острова Kongen av Bastøy

oKino:
7.5
7.5/10
из 10
IMDb: 7.5 (10,843)
Сюжет
Норвегия начала XX века. Зима. На острове Бастёй, что в Осло фьорде, расположена колония для бездомных подростков. Их содержат в поистине садистских условиях: психологическое давление и унижение — это методы, с помощью которых охрана держит их в узде. Им не дают никакого образования, зато используют в качестве дешевой рабочей силы. 11—18 летние подростки выживают, благодаря вынужденной адаптации к нечеловеческим условиям. Они жестоки, они вынуждены договариваться друг с другом, они покупают и продают.

Эрлинг, очередной отщепенец 17 лет, волей судьбы попавший на остров, в целях самозащиты случайно убивает офицера, и следующей весной, когда ему исполнится 18, его должны переправить в тюрьму для взрослых. По сути, Эрлинг доживает свою последнюю зиму, потому что перевод в другую тюрьму означает для него неминуемую смерть. Но у него совсем другие планы. Он решает сделать невозможное — сбежать с Бастёя, острова Дьявола.
Трейлер
Кадры
Рецензии

Сегодня остров Бастой называют «островом свободы для заключенных». В тюрьме для особо опасных преступников созданы такие условия для проживания, которым в нашей стране только позавидуют. Здесь заключенные могут вольно перемещаться по острову. Живут они в коттеджах, работают до 16.30, а после — их услугам предлагаются все новшества инфраструктуры. Но так было не всегда.

Норвегия, 1913 год. На острове Бастой, в 76 километрах от берегов Норвегии располагается колония для несовершеннолетних. Колония славится тяжелыми условиями для жизни: её обитатели притесняются физически и психологически. Подростки в возрасте от 11 до 18 лет работают не покладая рук и пытаются адаптироваться к ненавистной среде. Но однажды на остров попадает 17-летний Эрлинг, убивший офицера в целях самозащиты. Отныне все меняется — Эрлинг намерен этой же зимой бежать с острова Дьявола.

Фильм «Король острова дьявола» был отмечен тремя наградами норвежской кинопремии «Аманда»: лучший фильм, лучший актер второго плана и лучшая музыка. На киевской «Молодости» норвежская лента была представлена в секции скандинавского кино.

В основе картины лежит рассказ писателя Ларса Соби Кристенсена. Несмотря на то, что построение сюжета ленты ничем не отличается от прежних аналогов («Побег из Шоушенка», «Побег из тюрьмы»), норвежцам удалось снять достойное кино, которое вполне может посоревноваться с кинематографом традиционно сильных в этом плане стран. Весь драматизм первой половины фильма сконцентрирован на двух новоприбывших заключенных: Эрлинге и Иваре. Первый, осознающий, что возможно, это последний год его жизни, не собирается сдаваться и всякий раз борется с правилами в колонии и предпринимает попытки к бегству. Второй оказывается безвольным созданием, плывущим по течению, и в итоге становится жертвой систематического насилия. Постановщик чередует эпизоды их жизни на острове, подчеркивая необходимость борьбы и силы воли.

Впрочем снята первая половина немного затянуто и размеренно, заставляя сомневаться в решении досмотреть фильм до конца. Всучив зрителю объёмный по времени видеоряд из жизни малолетних преступников, авторы не задумываются о кульминации и возрастании саспенса. Но когда в игру вступает ещё один герой — Олав — сюжет кардинально меняется. Олав отличается от всех хотя бы тем, что в блоке «С» он за старшего и через пару месяцев должен выйти на свободу. Казалось бы, сидеть ему да не высовываться, но, в конце концов, характер и обостренное чувство справедливость дают о себе знать.

С просмотром начинаешь понимать, что первая часть была подготовкой ко второй. Именно во второй разыгрываются драматические перипетии, описать словами которые невозможно. Всё происходящее в дальнейшем воспринимаешь как реальное, невыдуманное, при этом снятое профессиональной рукой в бледных фирменных тонах. Огромный плюс сильной норвежской ленты состоит в полном соответствии с «based on a true story», которым любят прикрыться многие голливудские постановки. Проникновенная музыка и бледные осенние тона делают «Король острова дьявола» ещё более атмосферным, драматичным и достоверным.

В ленте задействован отличный кастинг: на роль директора учреждения позвали обласканного Голливудом шведа Стеллана Скарсгарда, который придал картине солидности и обеспечил хорошую кассу. К главной роли привлекли Беньямина Хельстада, а ко второй главной — Тронда Нильссена. Их имена нам ничего не говорят, но сыграли они убедительно. Для норвежца Хольста этот фильм стал пятым полным метром в карьере.

В целом лента одинаково придется по вкусу как любителям артхаусных драм, так и поклонникам остросюжетного, рассчитанного на массового зрителя кино.

Написать рецензию
Чтобы написать рецензию необходимо Авторизоваться
Отзывы (0)
Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.
Похожие фильмы