Королевский роман En Kongelig Affære

oKino:
7.7
7.7/10
из 10
IMDb: 7.6 (23,761)
Берлинский кинофестиваль 2
Сюжет
Действие картины происходит в начале 1770-х годов в Дании. Датский король Кристиан VII, страдающий серьезным психическим заболеванием, предпочитает проводить время в притонах Копенгагена, вызывая тем самым ненависть юной королевы Каролины Матильды.

Вскоре в свите короля появляется молодой германский доктор Иоганн Фридрих Струэнзе, сумевший благотворно повлиять на Кристиана VII и, завоевав его доверие, получить ряд государственных постов. Струэнзе сближается и с Каролиной Матильдой. Но королева-мать Юлиана Мария не может смириться с таким положением дел…
Трейлер
Кадры
Рецензии

То, что «в Датском королевстве тревожно», говорил ещё Гамлет. Очевидно, такая судьба у этого государства: ему постоянно не везёт с правителями. В эпоху, описанную Шекспиром, придворные страсти кипели вокруг кровосмешения. Ну, а в ленте «Королевский роман» всему причиной — сумасшествие короля.

Королева (с почти говорящим именем) Каролина-Матильда была обручена с королём Дании Кристианом VII ещё с самого детства. Мечты о красивой счастливой жизни в большом дворце разрушились практически в первый же день, когда они познакомились. Она — высокообразованная, умная, любознательная. Он — страдает умственными отклонениями на почве вечно неудовлетворённой похоти. Государством фактически управляет не он, а совет знатных мужей, которые лишь подсовывают ему документы для подписи. Он же скучает на заседаниях совета, автоматически ставя подписи.

Но однажды во дворце появляется врач Иоганн Фридрих Струэнзе. Его пригласили вылечить короля от очередного психического расстройства, а в итоге он излечил всю страну от закоренелого феодализма, а королеву — от затянувшейся депрессии.

Роль короля Кристиана VII в. картине исполнил Миккель Фольсгаард. Кроме того, что у этого актёра весьма характерные черты лица — острые стервозные скулы, маленькие злостные глазки и проч., — он великолепно вжился в эту роль. Король в его исполнении — настоящий безумец, в чём не сомневаешься ни на йоту. Когда же сквозь это сумасшествие в нём мелькают кроткие прояснения здравого сознания, он абсолютно меняется. Наверняка, именно эту особенность в игре актёра отметило жюри Берлинского кинофестиваля, вручив ему «Серебряного медведя» за лучшую мужскую роль.

Примечательно и то, что он во многих сценах играет вместе с признанным мастером скандинавской актёрской школы Мадсом Миккельсеном, которого в этом же году отметил другой крупный кинофестиваль — Каннский за превосходную роль в «Охоте» Томаса Винтерберга. Словом, оба эти актёры показали высочайший уровень актёрской игры.

Для актрисы Алисии Викандер этот фильм стал настоящим испытанием. 24-х летняя девушка очень точно сыграла свою героиню — королеву Каролину-Матильду — в течение ровно половины фильма: до того момента, пока королева становится матерью второго ребёнка. Если знатные позы и стиль актрисе даются запросто, то вот соответствующей возрасту женственности ей не хватает. Но даже при этом сказать, что эта роль была ей не по плечу — нельзя.

На высоком уровне выполнен сценарий к картине, который написал сам режиссёр Николай Арсел. Из-под его же руки вышел скрипт к одной из самых громких скандинавских лент последнего десятилетия «Девушка с татуировкой дракона» (2009). Старания фильммейкера также были отмечены почётным призом на Берлинале.

Атмосфера «Королевского романа» во многом держится на несколько картинных кадрах. Всё, что известно о ХVIII веке, когда и разворачиваются события фильма, — это прежде всего живопись той эпохи, а также записи. Поэтому оператор и художник ленты добились эффекта как бы «оживления» картин.

Конечно же, такой эффект был бы просто невозможен, если бы не было настолько точных декораций и реквизита. Каждая мелочь быта, уличного убранства или гардероба воспроизведена здесь предельно точно.

Некоторые персонажи хоть и выглядят стереотипно, но в сюжет они вплетены настолько гармонично, что их появление на экране вовсе не выглядит банальным.

Так что картину стоит смотреть как любителям исторических фильмов, так и тем, кто ценит хорошие драмы.

Датское королевство, середина XVIII века. Каролина-Матильда (Алисия Викандер) не по своей воле выходит замуж за датского короля, страдающего психическими отклонениями, Кристиана VII (Миккель Фольсгаард). Каролина быстро охладевает к супругу-шизофренику, предпочитающему распутный образ жизни. Положение дел при дворе резко меняется с появлением нового королевского врача Иоганна Струэнзе (Мадс Миккельсен), в которого влюбляется королева. Оказывая влияние на короля, врач в считанные месяцы проводит ряд реформ, преобразующих Данию. Однако не всем в окружении монарха это нравится.

До Украины добрался редкий в широком прокате гость из Дании, который, к слову, оказался ещё и самым нашумевшим в своей стране фильмом. Историческая драма между тем на минувшем Берлинале завоевала две важные премии: «Серебряного медведя» за лучшую мужскую роль (Миккель Фольсгаард в роли безумного короля) и «Серебряного медведя» за лучший адаптированный сценарий постановщика картины Николая Арсела и Расмуса Хейстерберга. В обоих случаях следует констатировать точечное совпадение с реальностью: кастинг впечатляет, а два с лишком часа протекают вполне в духе застывшего средневековья на фоне эпохи Просвещения.

Атмосфера в ленте абсолютно созвучна произнесенной образованным медиком Струэнзе фразе «подгнило что-то в Датском королевстве». И в дальнейшем на экране разворачиваются страсти, очень близкие к трагедиям Шекспира, которого так обожает Кристиан VII. Но именно в притворном преклонении перед классиком авторы смогли показать всю ущербность короля и его окружения, погрязшего в круговой поруке, безразличии и эгоизме. На этом фоне ярко выделяется врач Струэнзе, немедленно вводящий реформы в духе Жан-Жака Руссо и Вольтера. Именно здесь постановщик впервые и спотыкается: с одной стороны, ему нужно показать свободолюбие врача, с другой — обречённую love story Струэнзе и королевы Каролины.

«Королевский роман», начинаясь неспешно, с бодрым закадровым голосом и страданиями молодой королевы, ближе к кульминации превращается в серьезное противоборство партии Струэнзе и безвольного монарха с кликой королевы-мачехи Юлианы (Трине Дюрхольм). Под занавес, когда зритель ощущает запах освобождения, ему неожиданно подсовывают весьма неоднозначный финал с двойным дном. И в этом картина, безусловно, выигрывает, как бы давая понять, что любое зло скоротечно.

Вообще, европейские кинематографисты любят взять в качестве основы для своих лент реальные истории, овеянные легким ореолом мифов и слухов. Так они поступили и здесь: выдернув из королевской истории одну непримечательную, они раздули её до масштабов вселенской драмы и доказали, что способны любые пропуски в летописи заполнить ярким художественным воплощением.

В остальном же «Королевский роман» не может претендовать на широкую презентацию мировой публике ввиду не самой любопытной страны, описанной в сюжете. В этом фильм, конечно, даёт обойти себя ленте «Прощай, моя королева», где история чтицы Марии-Антуанетты послужила отправной точкой для демонстрации краха Версальского двора.

Картина датского режиссера Николая Арсела «Королевский роман» уже успела получить ряд восторженных отзывов критиков и зрителей, а также обрести две награды на Берлинском кинофестивале (в номинациях «Лучшая мужская роль» и «Лучший адаптированный сценарий»). Мадс Миккельсен, уже знакомый зрителям по множеству работ в кинофильмах мирового уровня, в том числе и как исполнитель роли Ле Шифра в «Казино „Рояль“», и есть тот самый обладатель награды за лучшую мужскую роль. Кинофильм — продукт сотрудничества продюсеров из Швеции, Дании и Чехии. Сюжет был основан на фрагментах эссе «Визит королевского врача» датского писателя Пера Улова Энквиста.

Временем действия кинофильма «Королевский роман» является середина ХVIII века, события разворачиваются при дворе Датской короны. Супруг Каролины-Матильды (Алисия Викандер) — король Кристиан VII (Миккель Фольсгаард) — ведет себя, по меньшей мере, странно. Он носится за уличными проститутками, игнорирует молодую жену и делает исключительно то, что ему вздумается. В Копенгагене царят соответствующие настроения.

Но жизнь красавицы резко изменяется, когда в ней появляется новый товарищ короля, Иоганн Фридрих Струэнзе (Мадс Миккельсен) — красивый и уверенный в себе врач, сторонник либеральных позиций. Герои становятся любовниками, а помимо этого, Струэнзе необычайным образом влияет на самого короля и направление его политики. Правительство терпит ряд перемен, но это вмешательство в государственные вопросы третьих лиц никоим образом не удовлетворяет мачеху Кристиана, и она намерена положить конец интригам при дворе.

Написать рецензию
Чтобы написать рецензию необходимо Авторизоваться
Отзывы (0)
Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.
Похожие фильмы