Мамочка Mommy

IMDb: 8.3 (3,593)
Каннский кинофестиваль 1
Сезар 1
Смотреть трейлер
Жанр: драма
Режиссёр:
Сценарист:
Оператор: Андре Тюрпен
Композитор:
Премьера в мире:
Премьера в Украине: 15 января 2015
Сюжет

Диана, всегда отличавшаяся непостоянством, решилась забрать из интернета Стива, своего сына-подростка. Он бывает чересчур эмоционален, что нередко выливается в не самые приятные ситуации. Мать, помимо имеющихся денежных проблем, никак не может справиться с характером Стива, что лишь усугубляет их отношения. Всё меняет знакомство сына Дианы со стеснительной соседкой Кайлой, сумевшей найти к нему подход. Но спокойствие в доме воцарилось только на время…

Трейлер (украинский перевод от oKino.ua)
Кадры
Рецензии

Рецензия: «Мамочка» - прощание с юношеским максимализмом

Мальчик вырос, но еще ностальгирует по ушедшей юности. Ксавье Долан, 25-летний квебекский режиссер, который уже лет шесть как не может отделаться от подаренного журналистами ярлыка «вундеркинд», снял наконец-то свою самую зрелую киноработу. При этом в фильме «Мамочка» Долан сохранил свой узнаваемый стиль, за который годами получает авансы от кинокритиков и фестивалей.

Сюжетно «Мамочка», пятый фильм Долана, перекликается с его первой работой «Я убил свою мать». Тогда, в 2009 году кинодебют подкупил искренностью и юношеской экспрессией. Ксавье Долан снял историю натянутых отношений между матерью и сыном так, как ее видит тинейджер, не знающий еще, что с годами важность многих вещей переоценивается. В «Мамочке» режиссер попытался взглянуть на подобную историю глазами матери, иногда, правда, делая перебежки на сторону более близкого ему юного героя.

На роль «мамочки» по имени Диана Долан взял свою постоянную актрису Анну Дорваль, игравшую главную женскую роль и в его кинодебюте. Но Диана не похожа на терпеливую мать-одиночку и приличную женщину средних лет из «Я убил свою мать». Новый персонаж Дорваль — 46-летняя milf, одевается вульгарно и не по годам, хамит продавцам, повышает голос при каждом удобном случае и за словом в карман не лезет. Оторва без образования, которая с трудом сводит концы с концами, но не унывает.

Диане приходится (именно — приходится) забрать домой из исправительного интерната сына лет 15–16. Стив — подтверждение поговорки о яблочке, которое недалеко падает от яблоньки, с той лишь разницей, что у парня есть официальный диагноз о психическом расстройстве.

Вместе мать и сын составляют очаровательный дуэт. Оба могут распсиховаться по мелочи, при этом один другого иногда пытается сдерживать, а ласковые слова в их общении сменяются на матерщину в адрес друг друга. Заслуга Ксавье Долана в том, что эта семья выглядит не как двое ублюдков, что было бы ожидаемо, например, в восточноевропейском артхаусе, а вызывают умиление и сопереживание. Герои балансируют между грубостью и нежностью, силой и слабостью, понятными всем. Плюс в «Мамочке» на каждый драматический момент есть комическая передышка.

Чтобы как-то двигать действие, Долан вводит в фильм третьего персонажа — соседку Кайлу, немолодую женщину из стандартно благополучной семьи (муж с престижной работой, дети, костюмы пастельных тонов). Внешне Кайла очень похожа на Диану, если бы ту поучили манерам и отдали в руки стилистам. Кайла, по сути, и есть не что иное как дополнение Дианы, недостающие ей навыки педагога и сдержанность, которые помогают наладить контакт с сыном. К сожалению, эта героиня не уходит дальше своей функции, несмотря на то, что в фильме даются намеки на какую-то ее личную драму, о которой мы так и не узнаем. Своей харизмой Кайла обязана еще одной постоянной долановской актрисе — Сюзанн Клеман. Тем обиднее, что режиссеру Кайла-Клеман нужна, как оказывается в финале, просто чтобы подтолкнуть зрителя к правильным выводам и задать вектор восприятия истории.

17-летний Антуан Оливье Пилон, сыгравший Стива — главная актерская находка Долана, хоть его герой и ограничен в развитии. Стиву всего-то и надо, что реагировать на внешние раздражители: либо ожидаемо агрессивно, либо неожиданно спокойно.

К счастью, в «Мамочке» не снялся сам режиссер, как он сделал в трех других своих фильмах. В последний раз — в картине «Том на ферме» — это обернулось кошмаром: Долан по привычке перетягивал внимание на себя, но переборщил с самолюбованием. Еще одна приятная неожиданность в картине — отсутствие квир-темы или чего-то эдакого провокативного и перверсивного, что могло бы опошлить трогательную историю проблемной семьи.

«Мамочку» Ксавье Долан снял весьма сдержанно. Здесь, конечно же, есть поэтические кадры в стиле современных видеоклипов, но вмонтированы они органично. Формализм, которым раньше осознанно грешил Долан, в «Мамочке» отступает назад. О нем напоминает необычный формат кадра, похожий на съемки на телефон, который забыли развернуть, или на снимки из Инстаграма. Но хочется видеть в этом приеме кивок в сторону французской «новой волны», тем более, что суженные по бокам кадры работают на драматизм фильма.

Вместо «хипстерских» режиссерских приемов, наблюдаемых за Доланом раньше, он сосредоточился на других важных для себя вещах. Например, на китче и отсылках к поп-культуре. Дичайший сборник из хитов Селин Дион, Дайдо, Oasis и Ланы Дель Рей звучит за кадром, обогащая подтекст происходящего на экране. Как «цитатный» режиссер, Долан и в этой своей киноработе кланяется другим кинокартинам. Самая ожидаемая цитата — из «400 ударов» Трюффо, самая неожиданная — из семейного кино «Один дома». При желании, в «Мамочке» можно отыскать параллели и с Феллини, и с «Мамой Ромой», как и с любым другим фильмом о матерях-детях и мятежном духе юности.

«Мамочка» — пока что лучшая работа Долана по диалогам, проработанности персонажей и деталей, но и самая приземленная, если не сказать компромиссная. Это не «кино для хипстеров», как воспринимались предыдущие его картины, это драма для всех и, вероятно, разведка режиссера на территорию большого кино. Недаром следующий свой фильм Долан снимает уже в Голливуде — с кинозвездами Джессикой Честейн и Сьюзен Сарандон. «Мамочка» — это упражнение в классической драматургии (упражнение с ошибками: фильм затянут, а содержание следующих сцен угадывается заранее) и прощание с авторской вольностью, которой не место в обезличенном голливудском кинематографе. Неслучайно, именно в «Мамочке» у Долана впервые (и возможно, в последний раз) взыграл патриотизм. «Давай танцуй, это же наше национальное достояние» — говорит один из героев, делая громче «On ne change pas» — песню Селин Дион, которая была хитом только среди франкофонов.

Прощание с «Мамочкиным» кино

Молодость — это форсаж чувств, эмоций и желаний. Ещё не понимая до конца, куда именно направляться, у молодых педаль газа всё равно вжимается в пол. А в случае с главным героем фильма «Мамочка», происходит двойной, а то и тройной форсаж. Ведь его психическая разнузданность проламывает любые рамки поведения, приличия и морали.

«Мамочка» впрыскивает в вены зрителей дозу молодильного адреналина. Где-то посередине фильма начинаешь чувствовать себя на месте второстепенной героини фильма — Кайлы. Эта женщина, лишь познакомившись с бесбашной парочкой главных героев, начинает по-настоящему чувствовать давно забытый вкус жизни. То же чувство во время просмотра испытываешь и на себе.

Эксцентричная матушка Диана и её ещё более колоритный сынок Стив словно инородные тела в тихом и размеренном канадском социуме. Последний ведь всегда славился своей законопослушностью и зашкаливающей любезностью к каждому гражданину.

Эта вездесущая добропорядочность и правильность канадского мира прекрасно показывается в фильме сжатыми рамками экрана. Практически в течение всей ленты смотришь на квадратный экран. В одном из кульминационных эпизодов, когда душа главного героя, а вместе с им и самого зрителя, развернётся от счастья — рамки экрана разъедутся до предела.

Этот на первый взгляд детский приём в ленте выглядит предельно гармонично. Один высоколобый критик даже успел обмануться, шепча мне в первой половине картины, что такой приём режиссёр Ксавье Долан использовал, как бы наследуя традицию ретрокинематографа. Другой не менее натасканный в кинокритике интеллектуал предполагал, что этот приём сделан в угоду тех, кто смотрит кино на смартфонах. Ведь квадратные видео на них воспринимаются удобнее. Но стильный бунтарь Долан сумел обмануть и первого, и второго. Это уже заслуживает аплодисментов.

Конечно, столь престижную награду, как Гран-при Каннского кинофеста, 25-тилетнему фильммейкеру вручили не только за это. Половина режиссёров всего мира в таком возрасте лишь начинает понимать, что такое на самом деле «снимать кино». Ну, а средний возраст тех, кто получал этот приз — хорошо за 40.

Уникальность Долана в свежести и смелости того, как он снимает кино. Как переполняет свои фильмы музыкой. Любуется, на первый взгляд, банальными вещами. Заставляет зрителя впечатляться очевидно скучными коллизиями. Гипнотизирует перенасыщенной колоризацией. Обманывает даже самых насмотренных киноманов, которые уверенно предугадывают развязки и финалы фильмов…

Во всех полнометражных фильмах Долана прослеживается большое уважение к традициям французского кино. Последнее же постоянно пребывает в борьбе со своим прошлым. Начатая в середине ХХ века борьба с «папочкиным» кино породила «новую волну». Она со временем сменилась новым поколением режиссёров, у которых были уже совершенно иные представления о кинематографе. И так каждые 10–15 лет появлялась группа молодых и дерзких фильммейкеров, которые хладнокровно отметали устои и ценности своих учителей и предшественников.

Одним из ярчайших представителей нового бунтующего поколения режиссёров и стал Долан. Да-да, его, конечно, уже таковым называли после предыдущих четырёх полнометражных фильмов. Но все они были по сравнению с «Мамочкой» разминкой, набиванием кулачков или разогревом (называйте, как хотите). Этим же фильмом он «дал прикурить» даже матёрым мастерам. И что-то мне подсказывает, что это для него далеко не предел…

Ксавье Долан («Воображаемая любовь») продолжает радовать публику своими новыми работами, укрепляясь в звании одного из самых многообещающих молодых режиссеров. Очень молодых, если быть точнее. «Мамочка», получившая приз жюри Каннского кинофестиваля, стала пятой полнометражной работой в карьере Долана, хотя ему всего двадцать пять лет. Актеры Энни Дорвал, Антуан-Оливье Пилон и Сюзанн Клеман помогли режиссеру вдохнуть жизнь в новую драматическую историю.

У многих может наступить момент, когда они по тем или иным причинам решаются на серьезный шаг в жизни, даже если он несет в себе большой риск. Диана одна из тех, кто делает такой шаг, забирая своего сына Стива из интерната для психически неуравновешенных подростков. При этом ее будущее по-прежнему без определенности, и обеспечение сына становится еще одной ощутимой обязанностью. Однако… Временный выход был найден в постепенном сближении взглядов на всё происходящее; Диана даже после смерти мужа придерживается своего прежнего мировоззрения, что и помогло ей найти общий язык со Стивом. Они привязываются друг к другу невидимыми нитями — как мать и сын, как друзья с большой разницей в возрасте.

Иллюзия найденного взаимопонимания между сыном и матерью отходит на второй план после того, как в жизни обоих появляется Кайла — слегка заикающаяся соседка. Наибольшее влияние женщина оказывает на Стива, внутри которого томится неконтролируемый вулкан гнева, готовый выплеснуться наружу в любой момент. Возникший треугольник не только запутывает отношения между Дианой, Стивом и Кайлой, но и подталкивает парня к тому, что в свое время привело его в специализированный интернат.

Написать рецензию
Чтобы написать рецензию необходимо Авторизоваться
Отзывы (0)
Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.
Похожие фильмы