Последняя сказка Риты

oKino:
7.0
7.0/10
из 10
IMDb: 7 (278)
Ника 2
Сюжет
Три женщины, три состояния души, три вечные темы: любовь, смерть и поиски счастья. И один ангел смерти, сопровождающий в иной мир души тех, кто способен любить. История, разворачивающаяся на грани реальности и запределья.
Трейлер №2
Кадры
Рецензии

Минздрав предупредил: «Курение вредит вашей Смерти»

Ее имя ассоциируется всегда с чем-то мрачным, потусторонним. Чаще – со смертью. Худощавая, красивая женщина с характерным скрипучим голосом. Осталось только косу в руки дать и черный балахон на плечи кинуть – образ готов. Не отличишь. Хотя в нашем варианте – смерть носит платья и шляпки, встречается с мужчинами и работает в морге.
Еще в студенческие годы вместе с компанией единомышленников Рената собиралась осуществить постановку одной очень мистической и эфемерной идеи. Но выполнить поставленную еще тогда задачу вышло спустя лишь годы. И в 2012 году пьеса, начатая во ВГИКе, обернулась во второй полнометражный игровой фильм режиссера «Последняя сказка Риты».

В больничку местного разлива поступает очередная пациентка. Какой диагноз определен у Маргариты Готье (Ольга Кузина), остается мрачной тайной. Но, не выпускаемая изо рта сигарета, словно прилипшая к губам героини, уже намекает, да что там, кричит! от какого недуга мучается женщина. Лечить ее должна давнишняя подруга Надя (Татьяна Друбич), но женщина не расстается с бутылкой, а по сему встреча подруг происходит гораздо позже. Среди рабочего без исключения дымящего коллектива, мужчин – редкий вид. Балом правят женщины. При чем – разные, но абсолютно шикарные: от старушки со скрюченными руками и плетущих длинную косу санитарок, до Тани Неубивко, чье пребывание в подобном заведении не случайно. Именно она становится подругой Риты, сопровождающей ее до самого победного (?) конца. Красноречивая фамилия медсестры пророчит, каким должен стать пресловутый конец, и что какую роль в этом играет ветреная, падкая на мужчин молодица.

Естественно, эту роль Литвинова прописала под себя. Хотя, наверное, даже не прописывала. Просто встала перед камерой и была собой – настолько гармонично слилась воедино Рената с Таней Неубывко. Ее работу нельзя назвать сыгранной ролью, ибо режиссер прям упивалась отданной самой себе героиней.
Мысли о смерти посещают светлую голову любого еще до начальных титров с мелькающим название студии «Запределье». Но, несмотря на сюжет, рассказывающий о работе Ангела смерти в морге, это кино о любви и о женщинах. Все в лучших традициях Литвиновой. Здесь замурованы окна палаты, здесь ужасно воняет из морга, а паталогоанатомы используют разрезанный труп, как пепельницу. Все курят, через экран начинает просачиваться запах табака и спичек. Каждый кадр рябит изобилием символических намеков. Женщины, сигареты, их вынужденное одиночество рядом с мужчинами…

Впрочем, заметным штрихом ленты стала комбинация мистической составляющей и сатиры, с которой Рената ведет повествование. И не меняя манеры, автор продолжает говорить о любви, изображая ее в каждой отчетливой краске: в алом берете и коралловой шали, в бордовом вине и красной помаде, в оборках на платье, в гвоздиках и стенах, пусть даже облезлых и оставленных. Любовь к подругам, к старым зданиям, к тому, что окружает изо дня в день, и к жизни. А больше всего – к смерти. Режиссер отрекается от той сухости и горечи, с которой принято перешептываться о кончине по углам, вперив взгляд в пол. Рената окрыляет ее, ставит выше и чувственней, чем саму жизнь, и награждает ее самыми лучшими качествами, среди которых добродетель и сопереживание.

Казалось бы, полностью независимое, осуществленное вне рамок кино, на которое доставались деньги из собственных карманов Литвиновой и Рамазановой, могло быть обречено на полное и безоговорочное фиаско. Хотя не стоит воспринимать «Сказку…» как кино таковое. Это скорее поезия, письмо самой себе и от себя.
Возможно не каждому по вкусу такое кино. Может не каждый позволит Литвиновой влезть в свою голову, ибо она никогда не проходит мимо. Она прокрадывается, ненавязчиво, на цыпочках, шурша лишь подошвами своих туфель, пробирается прямо в самое нутро.
Как было сказано ранее, фильмы Литвиновой не нужно понимать и разбирать на кусочки. Они настолько хрупкие, что могут разрушиться в миг, от одного лишь достаточно явного прикосновения. С ее фильмами нужно просто жить, пусть даже на жизнь отведено сего лишь полтора часа…

4/5

Рената Литвинова прикладывает сказочные трафареты к жизни подлунного мира. Она намекает на существование иного пространства, которое распоряжается судьбами людей, хотя для нее самой это, конечно же, быль.

Сюжет фильма сосредоточен на церемонии перехода молодой женщины Маргариты Готье в загробный мир. Несколько дней, отведенных Рите для последней земной сказки, ее сопровождает человеческое воплощение смерти — Татьяна Неубивко (Рената Литвинова). Эта необычная магическая женщина пришла из мира теней для того, чтобы присмотреть за красивой душой Маргариты, уведомить ее о неизбежном и, наконец, дать возможность свыкнуться с этой мыслью. Хороших людей смерть предупреждает заранее.
Ради того, чтобы быть рядом со своей подопечной «смерть» устроилась работать в аварийный корпус той больницы, куда поместили Готье, успешно переняла человеческие повадки — закурила, стала выпивать, встречалась с мужчинами, что «серьезно повредило ее телесную оболочку». Видимо душа Риты Готье была особенно дорога госпоже Неубивко. Всем дороги те души, которые любимы и способны любить.

На одной из пресс-конференций, посвященной фильму, Рената Литвинова заявила, что ни в коем случае не заигрывает и не фамильярничает с темой смерти. Наоборот, относится с пиететом к такому необходимому условию жизни.

Рената изящно глумится над упаковкой, в которой принято подавать смерть — слишком активно использует декорации и костюмы из пошлых ярких бумажных цветов, которые обычно приносят на кладбище; а герои фильма выдают нелепые фразы типа «гроб какой-то ненарядный получился», «у нас есть белое платье для покойницы, только оно без спинки», «сегодня ночью все-таки умерло 3 человека».

Сама же Литвинова изображает смерть более чем альтернативно, даже как-то человечно. Что может быть плохого в том, что однажды ночью к Маргарите Готье пришла героиня Ренаты в желтом платье и бутылкой шампанского, села возле кровати, успокоила, и забрала в утонченный винтажный мир «потустороннего», откуда сама явилась. А перед тем устроила для нее прощальный ужин, записала завещание и узнала, как предпочтительней было бы похоронить тело.

В фильме появляются символы смерти — вороны, рыба, черная фигура с косой. В ленте много разнообразных красивых деталей и нагромождений, но это не перегружает картинку, а наоборот — придает ему особый шарм.

Актерскую работу Ренаты Литвиновой было бы неправильно оценивать как хорошую или плохую. Она в который раз воплотила на экране свой собственный, ничем не регламентируемый, образ. По словам Ренаты, она и есть то мифическое существо, посланное курировать души. Более того, как режиссер фильма, авторского и независимого по всем параметрам, Литвинова создала двухчасовое костюмированное представление, состоящее из частичек своего образа, воплощенного в трех разных женщинах: любви — Ольга Кузина (Рита), ненависти — Татьяна Друбич (Надя) и поиске — Рената Литвинова (Таня).

Выгодно подчеркивает общее сумасшествие картины музыка Земфиры, которую она написала специально для этого фильма. Она ненавязчиво сопровождает ленту, заявив о себе в полной мере только в самом конце.

Кстати, под один из саундтреков певицы, Рената Литвинова исполняет свой «запредельный» танец, ставший визитной карточкой фильма. Шаманскими движениями на грани безумства она как будто иллюстрирует ритм всей этой картины.

Написать рецензию
Чтобы написать рецензию необходимо Авторизоваться
Отзывы (0)
Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.
Похожие фильмы