Надежда не угаснет Надія не згасне (All Is Lost)

oKino:
7.0
7.0/10
из 10
IMDb: 6.9 (44,240)
Золотой глобус 1
Смотреть трейлер
мин
Режиссёр:
Сценарист:
Слоган: «Never Give Up»
Премьера в мире:
Премьера в Украине: 16 января 2014
Бюджет: $9 000 000
Рейтинг MPAA: PG-13
Сюжет
Фильм расскажет историю одного человека, борющегося за выживание в экстремальных природных условиях.
Трейлер (украинский перевод от oKino.ua)
Кадры
Рецензии

Жить или не жить

Так не угаснет ли надежда? Этот вопрос возникает после просмотра фильма, в оригинале озаглавленного как «Все потеряно». Настоящее и прокатное названия противоречат друг другу, но странным образом одинаково подходят по смыслу. Вторая режиссерская работа сорокалетнего американца Джей Си Чендора попала в тренд фильмов о выживании, таких как «Гравитация» и «Жизнь Пи». Но драму «Надежда не угаснет» отличает неоднозначность и скрытая тяга создателей к философствованию.

Весь сюжет картины «Надежда не угаснет» сводится к тому, что пожилой мужчина на тонущей яхте пытается спасти свою жизнь. Нам так и не скажут его имени, но мы знаем, как зовут его судно – «Вирджиния Джин». В начале фильма за кадром зачитывают прощальную записку – слова разуверившегося, но не скорбящего человека. История начинается неделей ранее, когда яхту героя протаранил дрейфующий по волнам контейнер. Дыру в корпусе удается залатать, пока не начинается шторм.

Как и Сандра Буллок в «Гравитации», герой ленты «Надежда не угаснет» проходит должен побороть все стихии, кроме разве что земли. Все новые и новые проблемы преследуют его, но в отличии от упомянутого уже блокбастера, бедствия не наваливаются скопом, давая своей жертве время на передышку.

Единственный актер в фильме – 77-летний Роберт Редфорд – голливудская легенда, «Брэд Питт» кино 70-х. В старом вестерне «Иеремия Джонсон» он уже играл персонажа, выживающего в экстремальных условиях, - такого же невозмутимого и немногословного. Режиссеру было бы легко взять на роль кого-нибудь молодого, чтобы выдавить из зрителя больше сострадания. Но тогда «Надежда не угаснет» получился бы таким же киноаттракционом, как и другие фильмы о выживании. А здесь главная черта героя – его мудрость, позволяющая спокойнее принимать все происходящее.

В своем дебюте «Предел риска» Джей Си Чендор рассказывал о банковском кризисе и власти. Поэтому режиссера и на этот раз хочется заподозрить в политическом высказывании. В контейнере, проткнувшем судно главного героя, была ширпотребная обувь. Мы знаем, что действие происходит в Индийском океане, тогда не сложно догадаться, что товар везли из Южной Азии. В этом регионе находятся фабрики многих западных брэндов, которых часто обвиняют в эксплуатации дешевой рабочей силы.

В одной из сцен герой пытается сигналить торговому судну – настолько громадному, что тонущий совсем рядом человек остается незамеченным. Зрителю показывают, что корабль обслуживает ту самую компанию, которой принадлежал злополучный контейнер. Возможно, именно из-за этого судна герой оказался на грани гибели. Что это? Намек на то, что человек - жертва мировой экономической системы? Либо же обычная драматизация сюжета?

Мнимая политическая составляющая фильма не идет дальше указанных наблюдений. Потому убедительнее выглядит история об упрямой борьбе человека с гибелью. Океан и шторм – простые до банального метафоры жизни и трудностей на ее пути. То, что делает фильм «Надежда не угаснет» интересным и глубоким, так это сомнения героя. Он не показывает эмоций в привычном смысле: не боится, не плачет, не бранится. Лишь раз кричит от злости. Он борется до последнего, но готов принять смерть в любую минуту. Его желание жить естественно, но не неистово.

То, что мы ничего не знаем о попавшем в беду человеке (по кольцу на пальце можем домыслить, что он либо женат, либо вдовец), еще больше подчеркивает саму идею борьбы за жизнь. В ее чистом виде. И, что поразительно для кинематографа, это вызывает сопереживание. Чтобы заставить зрителя полюбить Сандру Буллок, ей придумали историю с умершим ребенком. В фильме «Надежда не угаснет» нет ничего, кроме человека, чьи лучшие годы уже позади.

Двусмысленный финал фильма – как стакан, который наполовину полон для оптимиста и наполовину пуст для пессимиста. Сдержанность, натуралистичные съемки и молчаливая уверенная игра Роберта Редфорда – из-за этого «Надежда не угаснет» является одной из лучших американских картин прошлого года. К сожалению, она недополучила внимание из-за более зрелищных голливудских постановок о выживании.

Крайне мало кто из современных режиссёров, снимающих мейнстримные фильмы, отваживается выпускать столь символичные картины, как «Надежда не угаснет». Причина проста: слишком велик риск того, что широкая публика их не воспримет.

Режиссёр этого фильма Джей Си Чендор в прошлом году прогремел на всю Европу, а чуть позже и в своём родном США, лентой «Предел риска». Эта картина очень точно показывала закулисье Мирового финансового кризиса, так или иначе коснувшегося каждого жителя цивилизованного мира.

«Предел…» приоткрывал перед зрителем механизм рождения глобальной экономической катастрофы. О художественных качествах этой картины можно спорить. Многие указывали на недостаточную убедительность актёрской игры, а также сложные для понимания экономические термины, которыми рябят диалоги главных героев. Однако все эти недостатки компенсировались удивительно-точным описанием ситуации в современном мире. Отчасти именно поэтому фильм номинировался на «Золотого медведя» Берлинале и «Оскар» за лучший сценарий.

В своей следующей ленте «Надежда не угаснет» Чендор пошёл ещё дальше. Её сценарий максимально аскетичен. Яхта, океан, человек и грузовой контейнер — вот, пожалуй, и все его ключевые герои. Из-за того, что всё действие картины разворачивается между этими «персонажами», фильм многим кажется чересчур нудным. Но если всмотреться в подтексты, которыми переполнено их взаимодействие, — лента переполняется увлекательным символизмом.

В центре её сюжета одинокий путешественник, который по неизвестным причинам идёт по океану на своей комфортабельной яхте. Как-то раз, когда он спал в каюте, его яхта наталкивается на красный контейнер с какой-то китайской надписью. Этот контейнер дрейфует по океану, свалившись с какого-то танкера. Из трещины в его стальной оболочке вываливаются кроссовки.

Дыра в борту яхты, образовавшаяся после столкновения, станет причиной последующих бед главного героя. Два шторма, накрывшие судно главного героя в дальнейшем, сначала изуродуют его уютную яхту, а потом и вовсе похоронят её в бескрайних водах океана.

Многие зрители сокрушаются о нудности фильма. Тем более что вышел он после цветасто-развлекательной «Жизни Пи», в которой главный герой оказывается приблизительно в таком же положении. И если «Жизнь…» поклонников популярного кино заставляет очарованно вздыхать, то «Надежда…» испытанием их терпение на прочность.

Однако медитативно-затянутые сцены «Надежды…» поставлены здесь, чтобы максимально погрузить зрителя в атмосферу одинокого пребывания в океане. Это вовсе не аттракцион со спецэффектами, как показано в «Жизни Пи», а ежечасная борьба за существование и отчаянное стремление не утратить надежду.

Интересен символизм фильма. Пребывание главного героя на яхте сопряжено с максимальным комфортом. Здесь у него и мягкий диван и кухня, на которой он готовит себе не типичную для матроса баланду, а полноценные завтрак-обед-ужин, наверняка мало чем отличающиеся от того, что он ест у себя дома. Словом, жизнь на яхте показана таким себе осколком сытого американского комфорта. И то, что он сталкивается с тупым красным контейнером, помеченным китайскими иероглифами, — намекает на современное столкновение китайского и американского миров, которые в последние годы стали основными соперниками за политическое и экономическое лидерство на нашей планете.

Отображение США — человек, живущий в комфорте. А олицетворение китайской индустриальной машины — контейнер, напичканный дешёвыми кроссовками, в которых ходит полмира. И то, что происходит в самом фильме с главным героем — происходит в какой-то мере и со всем американским в мире сегодняшнем. Гуманизм отчаянно проигрывает индустриальному. И едва ли не единственное, что удерживает в нашем мире человеческие ценности на плаву — надежда.

Глобальный мэсседж — визитная карточка фильмов Джей Си Чендора. В следующем году он окончит работу над лентой «Самый жестокий год», которая должна стать ещё одной репликой на нашу жестокую реальность.

Так что «Надежда не угаснет», как и другие работы этого режиссёра, — отличная альтернатива чтению прессы.

Драма «Надежда не угаснет» сюжетно перекликается с нашумевшим «Жизнь Пи» и была впервые представлена вне конкурса на Каннском фестивале. Почти бессловесный фильм начинается с нескольких строчек прощального письма уже немолодого путешественника, в одиночку пересекающего на своем роскошном паруснике Индийский океан. На восьмой день плавания, когда появилась пробоина, главный и единственный персонаж фильма, готовый принять смерть, просит в письме прощения у всех своих близких и родных, заканчивая словами «всё пропало» (оригинальное название ленты).

Причиной большой пробоины в «Надежда не угаснет» оказался дрейфующий морской контейнер, груженный китайскими кедами. Постепенно попадающая внутрь вода выводит из строя радиооборудования, но персонажу Редфорда удаётся её временно заделать. Отныне он не может ни с кем связаться, испытывает жажду, ориентируется в бескрайнем море с помощью одних карт и определяет координаты посредством секстанта. Однажды яхта попадает в ужасный шторм, уходит под воду и моряк вынужден сразиться со стихией на неравных условиях.

Маринистический триллер «Надежда не угаснет» — это следующий режиссёрский и сценарный проект Джей Си Чендора, снявшего «Предел риска», на премьере которого на фестивале Sundance он познакомился с его основателем и исполнителем роли моряка Робертом Редфордом. Живая легенда так охарактеризовал свою работу в ленте: «Это был вызов — оказаться один на один с ролью, без возможности опереться на слова или на партнеров. Вот это очень привлекло меня как актера… и мне захотелось отдать себя целиком в руки режиссера, тем более такого, как Джей Си, — четко знающего, что он хочет, внимательного к деталям».

Написать рецензию
Чтобы написать рецензию необходимо Авторизоваться
Отзывы (1)
Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.

0

Физически и визуально, герой как и мы (зритель) борется со стихией, на самом деле Мы боремся с самим собой, от желания выживания, до многих жизненных ответов. Как, и в каких случаях Мы перестаём бороться, впадаем в депрессию и в уныние. Эти вопросы всплывают у нас в закадровое размышление. От того и фильм будет казаться другим. И одиночное плаванье в лице Роберта Редфорда, будит у нас плаваньем, по глубинам внутреннего мира, и нашем самокопании.
И если Вы зашли в тупик, то отправляйтесь в одиночное путешествие. Найдёте себя, новый вкус жизни, и ответите себе на множество вопросов.

Похожие фильмы