О людях и богах Des hommes et des dieux

oKino:
7.1
7.1/10
из 10
IMDb: 7.2 (10,889)
Каннский кинофестиваль 2
Сезар 3
Сюжет

Группа монахов, обитающих в монастыре в горах, сталкивается с серьёзной дилеммой: покинуть свой дом, который находится в эпицентре разгорающегося религиозного и политического конфликта, или остаться, невзирая на все трудности и опасность, которые будут ждать их впереди.

Трейлер
Кадры
Рецензии

Фильм рассказывает о католических монахах, живущих в алжирских горах. Рядом с их монастырём расположено небольшое селение коренных жителей. Толерантно настроенные друг к другу мусульмане и католики вместе отмечают праздники и обсуждают новости. Местные жители ходят к монахам за советом или за лечением. А монахи покупают у своих соседей всё необходимое. Но вдруг в селение приходят фундаменталисты, вместе с которыми на этой земле вспыхивает террор.
В условиях начавшейся войны, французское правительство предлагает монахам защиту, а со временем и вовсе депортацию. Однако монахи не соглашаются покидать свой монастырь ни при каких обстоятельствах. Они продолжают помогать местным жителям, несмотря на то, что это враждебно настраивает фундаменталистов. Не отворачиваются монахи и от фундаменталистов, когда те требуют лечения. Таким образом, поведение монахов вызывает подозрения как у местных жителей и фундаменталистов, так и у французской стороны. Однако для монахов главным остаётся человек, какие бы у него не были убеждения.
Не смотря ни на что монахи решают остаться, понимая, что они в любой момент могут быть убиты.
В названии «О людях и богах» под словом «боги» имеются в виду те, кто служит богу. В Ветхом Завете богами называли всех, кто служил закону на земле, так как считалось, что такие люди устанавливают порядок божий на земле (царей, судей, священнослужителей и проч.).
К Ветхому Завету отсылает и эпиграф фильма «Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы; но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей» (81 псалом, Псалтырь).
В течение всей этой истории каждый из монахов пытается оставаться мужественным и верить в участь, предписанную свыше. В ленте показывается через какие сомнения пришлось пройти каждому из них, чтобы удержать в себе веру. Кто в результате струсил, кто-то испугался, а кто-то воспринял всё происходящее абсолютно спокойно — «каждому — по вере».
Большое значение в картине имеют портреты святых отцов. В лицах монахов словно собраны все возможные черты типичных монахов, которые встречаются в классической живописи. Тут и просчётливый интеллектуал, и сомневающийся молодой монах, и старец с внешностью пророка и многие другие типажи.
Так как большая часть времени братьев проходит в молчании, то и о внутреннем состоянии каждого из них можно узнать лишь по тончайшим изменениям в портретах. Но каждая перемена в настроении персонажей сыграна актёрами очень выразительно.
В свою очередь и оператор Каролин Шампетье выхватила в каждом из лиц какую-то уникальность и интимность. Крупные планы в ленте буквально изучают мысли персонажей. В активе К. Шампетье 70 операторских работ в игровом кино.
Скрупулёзно выполнена в ленте и изобразительная часть. Художник Мишель Бартелеми известен по таким картинам, как «Пророк» (2009), «Ларго Винч: Начало» (2008), «99 франков» (2007) и др. Очень реалистично и правдиво изображена каждая деталь быта как в монастыре, так и в мире мусульман.

Кроме того, в ленте интересно проследить, как меняется внешний вид монахов — в каких именно ситуациях они облачены в рясы, а в каких — в мирскую. Когда святые отцы одевают одежду для служения, то они — боги. Когда же вновь оказываются в обычной одежде, то словно спускаются в земные заботы.
Однако возможно и другое прочтение того, как в фильме взаимодействуют «люди и боги». Монахи, несмотря ни на что служащие благим делам, — боги, так как в них присутствует вера. А люди — все, кто окружает этих монахов. В результате именно эти люди и убивают богов, потому что им было это выгодно и несмотря на то, что монахи до последнего продолжали помогать людям. Таким образом монахи служили богу, в то время как люди — преследовали лишь свои приземлённые цели.
Для режиссёра Ксавье Бовуа этот фильм стал визитной карточкой. Лента собрала целый ряд престижных наград, в том числе и гран-при прошлогоднего Каннского кинофестиваля.

Написано под византийские хоралы

Написать рецензию
Чтобы написать рецензию необходимо Авторизоваться
Отзывы (0)
Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.
Похожие фильмы