Охотник на оленей The Deer Hunter

oKino:
8.1
8.1/10
из 10
IMDb: 8.2 (189,302)
Оскар 5
Золотой глобус 1
Британская академия 2
Смотреть трейлер
Сюжет
Шедевр мирового кино, один из любимейших моих фильмов, который среди прочих переводчиков переводил и я, рассказывает о четырех американцах, заводских рабочих русского происхождения, их жизни до, во время и после войны во Вьетнаме. Пытаться пересказать содержание этой картины не имеет смысла. Он наполнен волшебным очарованием, печалью, трагизмом и потрясает истинной человечностью. Пять "Оскаров", включая награды за лучшую картину, режиссуру, лучшую мужскую роль второго плана (Уокен) и монтаж (Питер Зиннер). У нас в свое время официоз заклеймил картину как антисоветскую и антивьетнамскую. Л: ЕКАТЕРИНБУРГ АРТ HOME VIDEO. (М. Иванов)
Трейлер
Кадры
Рецензии

Крупные войны ХХ и ХХI века оказали огромное влияние не только на историю и общество, но и на культуру, в том числе и на кинематограф. А поэтому можно составить довольно внушительный список фильмов, посвященных тем или иным мрачным периодам прошлого столетия. Война во Вьетнаме после, пожалуй, Второй Мировой — самая растиражированная в мировом кинематографе. Особенно сильно события в Юго-Восточной Азии отражены в кинематографе США.

Есть определенная логика в том, что лучшие и самые осмысленные ленты, посвященные войнам, выходят спустя некоторое время. Все же обществу, в том числе и кинематографистам, нужно пройти определенное расстояние, чтобы составлять взвешенные оценки.

Ошибочно считается, что «Охотник на оленей» Майкла Чимино — первый фильм о той войне, так можно утверждать только с определенными оговорками. «Охотник…» стал первой знаковой «вьетнамской» картиной, добившейся большой популярности. Но до 1978 года вышло немало фильмов, где эти темы так или иначе затрагивались. На осмысление событий во Вьетнаме американскому кино понадобилось более 10 лет, если считать полноценным началом американской кампании 1965 год, а первым высокохудожественным фильмом о «вьетнамском синдроме» «Таксист» Мартина Скорсезе. Впрочем, в нем обошлось без кадров войны.

Выхода следующих серьезных лент пришлось ждать еще два года, когда одновременно «выстрелили» «Возвращение домой» Хэла Эшби и «Охотник на оленей» Майкла Чимино. Именно эти фильмы сошлись в схватке во время церемонии награждения премией «Оскар» в 1979 году, и они, в итоге, поделили между собой главные награды. Так фильму Эшби достались статуэтки за лучшую мужскую и женскую роль, а также награда за лучший оригинальный сценарий.

«Охотник на оленей» тогда получил призы как лучший фильм и был отмечен за лучшую режиссуру и мужскую роль второго плана (Кристофер Уокен). История также рассудила это противостояние, и если «Охотник на оленей» сейчас считается непререкаемой классикой, то «Возвращение домой» вспоминают гораздо реже.

В центре истории Майкла Чимино довоенная, военная и послевоенная жизнь трех русских американцев, живущих в маленьком городке. Их жизнь ломает война, после которой уже никто не может оставаться прежним. Один становится инвалидом, другой теряет рассудок, а третий вынужден существовать с грузом вины и ответственности за поломанные судьбы друзей.

Эпичное трехчасовое полотно, возможно, самое полное исследование влияния этой войны на тогдашнее поколение американцев. Чимино уделяет достаточно времени каждому из трех этапов жизни героев. Ключевыми в фильме есть несколько моментов — шикарно снятая свадьба, две охоты на оленей (в начале и в конце фильма), эпизод плена и несколько сцен игры в «русскую рулетку». Эта странная игра служит отличной метафорой всей войны — она настолько же бессмысленна, насколько и опасна, а победителей в ней, очевидно, не бывает — есть только проигравшие.

Майкл Чимино, для которого этот фильм так и остался творческой вершиной, снял классическое антивоенное кино. При этом лента полна непритворного человеколюбия, которое особенно проявляется в заключительной части картины, где мирный и спокойный быт омрачен отголосками войны. Символична в этом смысле и вторая сцена охоты, когда герой в ключевой момент отказывается нажимать на курок и лишать жизни красавца-оленя. Все же война не только массово разменивает человеческие жизни на сомнительные политические достижения, но и способна (пусть и очень жестоко) дать понять настоящую ценность простых вещей.

Одни из своих лучших ролей здесь сыграли кумиры поколения Роберт-Де Ниро и Мэрил Стрип, а король второго плана Кристофер Уокен создал ярчайший образ героя, постепенно теряющего связь с реальностью и идущего по пути саморазрушения.

Интересно, что-Де Ниро сыграл главные роли сразу в двух знаменитых «вьетнамских» фильмах, причем Трэвис Бикл из «Таксиста» и Майкл Вронски из «Охотника на оленей» бесконечно непохожи друг на друга, эти персонажи с разных сторон показывают губительное влияние войны на человека, а актер убеждает, что великим его назвали не за красивые глаза.

Я не буду знакомить вас с сюжетом, а позволю себе рассказать о самой картине, ее важных моментах.

Начну, пожалуй, с самой охоты на оленей. После свадьбы друзья едут в лес на охоту, Майкл дает всем напутствие: «Оленя нужно убивать с первого выстрела. Один — хорошо, два — плохо». Ребята прошли войну во Вьетнаме. Не все вернулись. Опять охота. Майкл выходит на оленя, но не хочет его убивать, делает выстрел выше животного и кричит: «О’кей?», слыша в ответ собственное эхо.

Почему начала с этого момента? Многие считают, что «Охотник на оленей» — фильм о войне. Но другая половина критиков и самих зрителей — приверженцы мысли, что это история о человеке, столкнувшемся со всеми ужасами войны и самой смертью, о том, что не всем под силу вынести это испытание, ведь война ломает дух человека.

Однажды мне попалась цитата Роджера Эберта из «Чикаго Сан-Таймс» об этой картине, а вернее о русской рулетке, которой, если учесть небезопасность игры, достается немало экранного времени. К чему я веду? Если уж такое режиссерское внимание, то, может, и сама игра несет какое-то значение для фильма, помимо добавления остроты и напряжения. И это так. «На какой результат вы рассчитываете в этой игре? ВЫ осознаете ее неожиданную, но предопределенную жестокость, ее влияние на рассудок мужчины, втянутого в эту игру, — все это относится к войне в целом. Это блестящий символ этой истории, он делает дальнейшие рассуждения о войне ненужными» — по-моему, более удачного высказывания и нельзя подобрать.

Я не зря разжевываю все эти моменты, поскольку фильм настолько эмоционален и тяжел, что некоторые сцены и такие вот нюансы не сразу заметны, а это может немного ухудшить само восприятие. Надо отметить и сцену со свадьбой, она тоже очень важна, поскольку там мы видим жизнерадостных людей, еще не сломленных обстоятельствами и безысходностью. Жизнь главных героев делится на три части: до войны во Вьетнаме, война и после Вьетнама.

Относительно самих актеров, то они великолепно передали психологизм своих персонажей, пронесли сквозь фильм всю трагедию судьбы. Я в который раз восхищалась гением-Де Ниро, его талантом к максимальному перевоплощению. Надо отметить и Джона Казале, и Джона Сэвиджа, и Мэрил Стрип. Все они выглядели органичной, взаимодополняющей командой, создавшей неповторимые по глубине характеры героев, воплотивших в себе реальных людей. Друзья, которые прошли сквозь ужасы войны, но так и не сумевшие вернуться к прошлой жизни, ждущие их с фронта женщины. Разве это не проблема без принадлежности к какой-то конкретной нации, конкретным людям и конкретной войне?

Майкл Чимино снял превосходную картину, построенную на контрастах. Даже пейзажи здесь играют свою роль, более привычные леса, где охота лишь развлечение, и экзотические джунгли, в которых ты сам оказываешься в клетке, где твоя жизнь зависит от одного выстрела (помните: один — хорошо, два — плохо?). «Охотник на оленей» -история о том, как человек из охотника превращается в жертву себе подобных, а его жизнь наравне с жизнью животного.
Это превосходная, сильная военная драма, заслужившая множество наград и номинаций, по достоинству внесенная в национальный реестр фильмов Библиотеки Конгресса США.

Я начала ее смотреть только из любви к-Де Ниро, но уже в первые десять минут поняла, что, помимо этого актера, картина имеет еще множество плюсов и не такая она простая в восприятии и понимании, как показалось сперва. Ее каждый раз можно открывать заново и продолжать любить за подлинность чувств и правдивость жизни. Теперь это один из моих любимых фильмов.

Написать рецензию
Чтобы написать рецензию необходимо Авторизоваться
Отзывы (0)
Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.
Похожие фильмы