Пена дней Піна днів (L'ecume des jours)

oKino:
6.8
6.8/10
из 10
IMDb: 6.6 (7,475)
Сезар 1
Смотреть трейлер
Сюжет
В центре повествования находится Колен, молодая жена которого заболевает прямо во время медового месяца: у нее в легких начинает расти водяная лилия. Исцеление возможно лишь в том случае, если больную окружить другими цветами, и несчастный муж тратит на это все свои деньги, погружаясь с головой в абсурдные и невообразимые обстоятельства.
Трейлер (украинский перевод от oKino.ua)
Кадры
Рецензии

Двухчасовой абсурд Годри

Еще ни одна книга не вызывала у меня столь ярого желания лицезреть ее экранизацию. Но видимо, такое чувство возникло только у меня, раз за полвека книга французского писателя-авангардиста удостоилась быть переведенной на язык кино лишь трижды. В 2013 году последнюю попытку совершил соотечественник Бориса Виана Мишель Годри. Представить кого-то другого, кто смог бы занять эту роль, достаточно затруднительно. Ибо лишь такой необычный в своем восприятии, несменный партнер Бьорк, Годри смог бы передать атмосферу такой же необыкновенной в обыденном книги «Пена дней».

История до жути проста и не заковыриста. Молодой парень Колин (Ромен Дюрис) влюбляется в девушку-мечты Хлою (Одри Тоту), они куражатся со своими друзьями (Омар Си, Гад Эльмалех и другие) дни напролет, пока Хлою не одолевает болезнь в виде нимфеи, водяной лилии, что проростает у нее в груди. Именно такой образной деталью автор передал синдромы и признаки туберкулеза. Так постепенно комедия перетекает в трагедию, хотя и не особо вызывает сочувствие к судьбе главных героев. Наверняка это связанно с тем, что 20-летнюю молодежь изображают 40-летний ловелас и вечная «АмелиПулен». Но необычным этот рассказ делают отнюдь не сюжетные повороты и изгибы, а стилистика подачи метафоричного мира, в котором обитают персонажи. Колин по пробуждению первым делом приводит себя в порядок, подстригая веки. А что? Ну, веки подстригает человек. В мире «Пены» это нормально.
Сравнивать два произведения, то бишь авторства Виана и Годри, не стоит, так как режиссер постарался сохранить максимальную точность деталей, хотя местами и отсебятину вклеивал, но ко времени и месту. А вот если учесть две предыдущие экранизации, то тут уже стоит обратить внимание на большую разницу между ними. В 1968 году французкая «Пена» Шарля Бельмона вышла лишенной всяческих излишков того сюрреалистического мира, о котором рассказывал Борис Виан. А в 2001 от первоисточника осталась лишь сквозная тематическая линия, так как японский автор Го Ридзю решил привнести в свою уже «Хлою» элементы этнической культуры.

Так что пока что на фоне своих предшественников Годри выигрывает с большим отрывом в очках за то, что применил в творчестве пусть и гиперболизированные искусственные спецефекты, но именно они дали картине ту необходимую сочность, что так важна при восприятии чего-то иного. Просматривая фильм, возникает ощущение того, что ты герой Хантера С. Томпсона: вот ты едешь в красном кабриолете, запиваешь пару таблеток экстази эфиром и мир начинает тебя удивлять на каждом шагу. А в багажнике еще целый чемодан эдакого «добра».
Но вот если с атмосферой и выдержкой стиля все сложилось как нельзя удачно, то со смыслом – худо-бедно. Суть истории затерялась за всеми бутафорскими декорациями: за длинными ногами танцующих «скосиглаз», за полетами на облаках, за пианококтейлем и полицейскими в кожаных комбинезонах. Первый час кино захватывает, уводит за собой в эту ирреальность, и ты с раскрытым ртом, как малый ребенок, все силишься что-то потрогать. Но оно (это «что-то») становится дальше и дальше от тебя, уже и не дотянутся. Смысл ускользает и теряется. К сожалению, чтобы создалась какая-то более-менее целостная картинка смотреть этот фильм без предварительного прочтения первоисточника не стоит.
И так же, как яркие краски в начале ленты теряют свою насыщенность к концу, тухнут и протухают характеры киногероев. Декоративные постановки полностью затмевают любые попытки актеров вытащить своего персонажа на поверхность этой бурлящей и пенистой гротескной жижи. И Годри знал, что так случится. Именно поэтому он пригласил в состав звезд первой величины во Франции, которые смогли бы и без лишних представлений выехать благодаря лишь своей ранее наработанной репутации.

Возможно для тех, кто еще не в курсе творчества этих двух авторов, Мишеля Годри в частности (не берем в расчет его фиаско с «Зеленым шершнем»), данная кинокартина покажется слишком претенциозной и авангардной. Все потому, что в и без того не имеющую четких границ историю режиссер внес избыток арт-хаусности. Но если хочется забыть свои тяжкие реалии и побывать хоть ненадолго в футуристической плоскости, то «велкам, плиз».

3/5
*за эстетику лишенную смысла

«Пена дней» — новое творение постановщика «Вечного сияния чистого разума», «Науки сна» и «Токио!», оскароносного Мишеля Гондри. Как и многие другие его работы, «Пена дней» наполнена совершенно особенной и неповторимо нежной атмосферой. Причудливый сюр этой ленты ни на минуту не отпускает внимание зрителя, каждый раз радуя и удивляя его новыми кульбитами. На сей раз в основе повествования — одноименный роман французского модерниста Бориса Виана. Сюжет, буквально сотканный из чистого волшебства, завораживает и увлекает.

В фильме широко применялась компьютерная графика. Помимо фантастичности литературного первоисточника, мы можем наблюдать на большом экране, как главный герой перебирает струны утренних солнечных лучей, беседует с домашней мышью, которая участвует в ведении домашних дел не хуже и не реже его адвоката, повара и по совместительству вдохновителя, как из фортепианной игры получаются необычные коктейли, как в груди у женщины расцветает лилия, как в танце ноги людей удлиняются до жирафьих размеров… И тем не менее все это волшебство лишь оборачивает яркой блестящей оберткой сатиру на общество, которому не чужды фанатизм, жестокость, тщеславие и обыкновенная глупость.

Колен жил беззаботной и безбедной жизнью, пока не встретил свою любовь. Ничто не предвещало беды, однако уже во время медового месяца его избранница Хлоя серьезно заболевает. В легком у девушки растет водяная лилия, которая медленно, но верно убивает Хлою. Лучший врач не может ей помочь. Обеспеченный ранее Колен все свои сбережения отдает на лечение супруги, но судьба неумолима. Лилия убивает не только Хлою, но и все вокруг: адвокат Николя стареет на лишний десяток лет и утрачивает чутье к готовке; Колен просто в отчаянии, он меняет работу за работой, но претерпевает неудачи; их залитый прежде светом просторный дом превращается в мрачную тесную пещеру; доктор, который славился безупречной репутацией и стопроцентно успешной практикой, опускает руки, столкнувшись со случаем Хлои; друг Колена Шик увлекается любимым публицистом настолько, что не замечает, как вокруг него по его же вине начинают гибнуть люди… К слову, персонаж писателя весьма любопытен. Жан-Соль Партр является явной пародией на Жана-Поля Сартра. В книге «Пена дней» также содержатся ссылки на его труды, впрочем, с перекрученными названиями. В киноленте Партр — всенародный любимец, местный суперстар и предмет страсти для бедняги Шика.

Трогательная музыка превращает происходящее на экране в восхитительный калейдоскоп. Актеры подобраны замечательно, любой из них чертовски обаятелен. После завязки, когда успехи главных героев начинают неуклонно приближаться к нулю, все же надеешься на еще одну кроху волшебства, но художники и сценаристы лишь плотнее сплетают канву великого горя, снизошедшего на героев, приумножая мрак и депрессивную пустоту, которая заполняет малейшие прорехи, в которых еще теплится надежда. Собственно, это показано поистине мастерски. Данная лента восхищает. Ценителям фестивального кино и артхауса она будет интересна. Посмотреть «Пену дней» лучше в кинотеатре «Мультиплекс», ведь домашний просмотр может не произвести должного впечатления.

Фильм «Пена дней» Мишеля Гондри — это фантазийная история о любви. Картина снята по мотивам одноименной книги писателя Бориса Виана. Главные роли исполняют Одри Тоту и Ромен Дюрис.

Колен — молодой красивый парень, который не знает никаких забот. Он все свое свободное время проводит с друзьями. Товарищ Колена по имени Шик убеждает парня, что самое прекрасное, что может быть в мире, — это любовь, но Колен только смеется в ответ. Шик живет бедно: ему вечно не хватает денег. Зато у парня есть любимая девушка. Колен не понимает, почему Шик утверждает, что счастлив, если у него множество проблем.

Однажды Колен встречает Хлою — прекрасную и добрую девушку — и его жизнь полностью меняется. Теперь он понимает товарища, ведь и сам влюбляется без памяти. Хлоя отвечает Колену взаимностью. Вскоре молодые люди женятся и отправляются в путешествие. Но медовый месяц омрачает страшное известие: Хлоя заболела — в ее легких начинает расти водяная лилия. Горю Колена нет предела, он начинает искать любые возможности, чтобы исцелить возлюбленную. Вскоре оказывается, что побороть недуг возможно: больную необходимо окружить множеством других цветов. Колен тратит на покупку растений все свои деньги, в поисках экзотических «лекарств» он попадает в невероятные и порой абсурдные обстоятельства.

В фильме показан удивительный мир, где возможны полеты на розовых тучах, танцы на потолке, разговоры кошек и мышей… Здесь в квартире живет солнце, цветы растут внутри человека, а сердечное тепло способно уничтожить самое опасное в мире оружие. И всему этому есть простое объяснение — любовь.

Написать рецензию
Чтобы написать рецензию необходимо Авторизоваться
Отзывы (0)
Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.
Похожие фильмы