Шепоты и крики Viskningar och rop

oKino:
8.1
8.1/10
из 10
IMDb: 8.1 (16,519)
Оскар 1
Каннский кинофестиваль 1
Смотреть трейлер
мин
Режиссёр:
Сценарист:
Оператор: Свен Нюквист
Слоган: «A haunting and shattering film experience.»
Премьера в мире:
Бюджет: $400 000
Рейтинг MPAA: R
Сюжет
Картина, страшная, как смертный крик, помещает зрителя в дом умирающей от туберкулеза. Вы видите, как утром ее лицо искажается болью почти сразу же после того, как она просыпается. Боль, страдания, постоянные приступы удушья, хрипы, потрескавшиеся губы, измученная плоть — все снято так, как будто бы ощущаешь запах пота, смерти и болезни, поразивших дом, в котором живут больная и ее сестры. Влияние болезни и смерти Агнесс на двух ее сестер, Марию и Карин, — вот формальный сюжет этой тяжелейшей драмы. Но помимо боли и смерти физических, есть и боль, которую люди, в данном случае персонажи картины, причиняют друг другу. Бергман, сострадательный певец человеческого горя, продолжает свое исследование плоти и души, их взаимосвязи, духовной слепоты и эгоизма, выдержав всю ленту в темных, красных и белых тонах, ассоциирующихся с... гниением. Каждый кадр оператора Свена Нюквиста говорит больше, чем страницы литературного текста. Cinematograph AB Svenska Filminstitutet. Compagnie Francaise De Distribution Cinematographique. (М. Иванов)
Фрагмент (русский)
Кадры
Рецензии

Большое родовое поместье, в котором живут три сестры, не наполнено жизнью, радостным смехом, весельем и девичьими забавами. Атмосфера дома пропитана болезнью, гниением, безразличием и всепоглощающей тишиной. Одна из сестер, Агнесс, тяжело больна, у нее обнаружили рак. За Агнесс заботливо ухаживает Анна — прислуга, а точнее, единственный настоящий друг больной. Анна ухаживает за Агнесс не только потому, что это входит в ее обязанности, но и по той причине, что ей искренне жаль умирающую в муках женщину. А вот Мария и немногословная Карин, сестры Агнесс, не проявляют к ней должного внимания, предпочитая отвернуться от сестринского горя и погрузиться в свои жизненные проблемы. И с каждым днем приближающаяся смерть Агнесс все сильнее ухудшает семейную атмосферу, в которой уже нет надежды на любовь и взаимопонимание.

Фильм «Шепоты и крики» был снят знаменитым шведским режиссером Ингмаром Бергманом за собственные деньги. Постановщик, не пожалевший собственных средств, лишь договорился с американской компанией New World насчет продвижения своей картины на американские экраны. Забегая наперед, отмечу, что смелость Бергмана была вознаграждена целиком благодарным зрителем и впечатленными критиками. Примечательно, что снимая картину, режиссер впервые решил отказаться от черно-белого стиля съемок, внеся в ленту насыщенные краски. Главные цвета фильма — иссиня черный, кроваво красный и болезненно белый. Именно преобладание этих цветов делает атмосферу ленты зловещей, тревожной, заставляя зрителя ежесекундно ожидать трагическую развязку.

Сестры, живущие вместе, не любят друг друга, Мария и Карин терпят присутствие друг друга лишь из-за ожидания неотвратимой смерти, которая должна прийти за Агнесс. Так и не познавшие любовь сестры пусты внутри, они не умеют любить, сострадать, имя им — жестокость и безразличие, и даже те «маски», которые иногда «одевают» сестры, не скрывают их истинного лица.

При жизни мать девушек лучше всех понимала Марию (Лив Ульман), относилась к ней, как к самой любимой. Но любви в этих отношениях было немного, поэтому повзрослевшая Мария, сохранившая иллюзорный статус «прилежной девочки», ловко манипулировала людьми, требуя того, что она недополучила в детстве, — любви. Имя Марии — самовлюбленность и легкомысленность. Карин (Ингрид Тулин) из-за сложного детства «сломалась». Она — глубоко душевно больной человек, закрывшийся от несправедливого мира за маской ярости, самобичевания и непрерывного страха. Именно Карин за громким тиканьем часов и за завыванием ветра слышит нечто ужасное, что всегда присутствует в ее страхах. Имя Карин — ненависть и безразличие. Агнесс (Харриет Андерссон) — тяжело больной человек, умирающий в жутких страданиях. Неизвестно, какой бы выросла Агнесс, если бы была здорова, но сейчас она живет в покорности и в благодарности своим сестрам, хотя бы за мимолетно брошенную улыбку. Возможно, Ингмар Бергман назвал героиню «библейским» именем не зря. Агнесс — как жертвенный агнец, своими страданиями искупающий грехи сестер. И лишь Анна (Кэри Сюльван) — чужой, по сути, сестрам человек, сумела заменить умирающей мать. Честная, вежливая, терпеливая Анна оказывается единственным настоящим другом больной, настоящим эталоном человеческого милосердия.

«Шепоты и крики» — это настоящая семейная драма, это история, которая вполне может оказаться реальной. Мария и Карин — не чудовища, они обычные люди, да, не самые сильные и не самые лучшие. Показывая вот таких обычных людей, Бергман говорит о главной проблеме сегодняшнего человечества — о людском безразличии, о равнодушии и малодушии. Как всегда, мастер обнажает самые гнойные нарывы современного общества. К сожалению, фильм «Шепоты и крики» никогда не утратит своей актуальности.

Написать рецензию
Чтобы написать рецензию необходимо Авторизоваться
Отзывы (0)
Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.
Похожие фильмы