Следопыт Pathfinder

oKino:
5.5
5.5/10
из 10
IMDb: 5.4 (33,530)
Смотреть трейлер
мин
Оператор: Дэниэл Перл
Композитор:
Слоган: «Two Worlds, One War. The Ultimate Battle Begins.»
Премьера в мире:
Бюджет: $45 000 000
Рейтинг MPAA: R
Сюжет
Северная Америка. 600 лет до прибытия Колумба. Викинги вторгаются на земли коренных жителей этих мест — индейцев. После столкновения двух племен, мальчик викингов остается один и попадает в лагерь врага. Его принимают в племя и воспитывают. Через 25 лет юный герой вновь встречается со своим некогда родным народом, но последствия этой встречи оказываются трагичными для приютившего его племени и герой принимает решение поставить точку в кровопролитной войне.
Трейлер (русский дублированный)
Кадры
Рецензии

Картины о героях-одиночках всегда пользовались успехом у зрителя. Будь-то Волкодав, живущий в лесу, или Рэмбо — герой нашего времени, или десятки других — мы восхищаемся их мужеством, силой, а главное — крутизной и самоотверженностью. Так что никого уже воином, сокрушающим отряд противника, не удивишь. Смена декораций и времени действия особой роли не играет. Необходимо добавлять некую изюминку, чтобы люди пошли в кино и принесли тебе валюту. Вот эту самую изюминку и не нашли режиссер Маркус Ниспел и продюсеры Майк Медавой с Арнольдом Мессером, создавая псевдоисторический боевик «Следопыт».

За шестьсот лет до Колумба викинги обосновались на побережье Северной Америки и решают очистить места для новых поселений, вырезая местное индейское население. Во время одного из рейдов на самих викингов нападают аборигены и истребляют их. В живых остается лишь двенадцатилетний блондинчик — сын убитого вождя. Женщина из племени усыновляет его и воспитывает как настоящего индейца. Последующие пятнадцать лет мальчик, получивший имя Призрак (Карл Урбан), провел в попытках преодолеть воспоминания об ужасном прошлом и заслужить уважение в племени. Но из-за истории его появления и отличия во внешности ему так почти никто и не доверяет, он все равно для них чужак.

И вот настает момент, когда на берег высаживается новый отряд викингов и уничтожает всю деревню, где живет Призрак. Он подоспел слишком поздно и всё, что ему остается — искать убежище в дружеском племени. Вождь этого племени Следопыт (титул такой) ищет себе преемника и никак не может найти достойного. Призрак клянется отомстить убившим его семью и без посторонней помощи отправляется на истребление вражеского отряда.

Похоже, в Голливуде подписали слишком много контрактов на работу с актёрами-качками и теперь их надо где-то трудоустраивать. Карл Урбан, исполнивший главную роль, ничего главного так и не показал. Со всей уверенностью его можно назвать актером второго плана, только вот первый план так и остался вакантным. Гора мускулов, бегающая на экране, — это настолько избито и старо… Еще поражает несуразность и бессмысленность диалогов, которых, к счастью, не так и много. После первой безмолвной сцены хотелось бы попросить авторов картины не разрешать актерам вообще открывать рот.

Мне кажется, что лучше было бы поставить тот же фильм, но на основе реальных событий. Ведь все то, что описано в картине (за исключением Призрака), в общих чертах имело место быть в Южной Америке сразу после Колумба. Только вместо викингов были испанцы, а вместо североамериканских индейцев — южноамериканские. Наверное, создатели картины просто решили, что испанцы не настолько круты и суровы, как викинги. И вообще, где еще мог жить такой супергерой, как не в районе современной Канады? Да и какие бои в Южной Америке, где круглый год проходит карнавал в Рио?

Единственная изюминка картины, отличающая эту ленту от любой другой подобной, — тёмный фон, на котором разворачивается сюжет. Только не факт, что это делает «Следопыт» более привлекательным. Слишком уж сложно смотреть фильм, когда нет никакого контраста между сценами. Неужели нельзя было провести тестовую демонстрацию, чтобы режиссеру сказали, что от фильма начинают болеть глаза? А если бы снимали о конкистадорах, то и посветлее можно было бы сделать. Юг все-таки.

А вообще, вместо рецензии можно было бы привести отрывок из любой газетной статьи ни о чем. Ведь «Следопыт», по сути, тоже ни о чем. Единственное, что спасает картину от полного провала, — неплохие батальные сцены, которых с излишком. Но опять-таки это настолько избито и старо…

Про голлівудську хворобу подвоювати я вже писав. Виходили в один сезон два фільми про Робін Гуда і два фільми про Колумба, дві стрічки про вулкани і дві стрічки про гігантські метеорити. Цього разу на екранах з’явились майже одночасно дві картини, присвячені боротьбі за виживання індіанських племен у прадавні роки.

Більш за все “Слідопит” нагадує варіант гібсонівського “Апокаліпто” для бідних. Звичайно, в них описуються різні історичні періоди, але сюжетна схема напрочуд подібна: молодий чоловік стає свідком майже повного знищення свого племені вкрай жорстокими загарбниками, випадково рятується і знищує якусь частину своїх нових кровних ворогів, використовуючи свій розум та м’язи. Не можна сказати, що це кінотвори одного рівня: на тлі більш драматичного, безжалісного до глядача і зовсім не дурного “Апокаліпто” “Слідопит” здається нудним, позбавленим сенсу і майже дитячим, незважаючи на зовсім не дитячий рівень жорстокості.

Здається, головною ознакою історично-пригодницьких фільмів найближчого часу будуть не грандіозні бюджети, розкішні декорації і масштабні батальні сцени, а велика кількість відрубаних голів і вирізаних нутрощів – завдяки сучасним комп’ютерним технологіям усе це можна показати максимально реалістично. Вочевидь, режисер поставив собі за мету накидати у фільм побільше такого матеріалу, розбавивши двома-трьома короткими сценками з побуту індіанців, а головного героя зробити крутішим за Рембо й Гладіатора, разом узятих. Він забув, а швидше за все, ніколи не знав, що фільми складаються не тільки з цього – наприклад, у них має бути річ під назвою “характери”. Усі, хто бачив “Вікінгів” Річарда Флейшера, навряд чи забудуть не зовсім позитивного, але мужнього героя Кірка Дугласа. А в “Слідопиті” вікінги – усього лише зграя кровожерливих дегенератів, тупих, рогатих і чимось там напхатих. Індіанці не набагато кращі – у них на лобах написані назви їх ролей-схем: “мудрий вождь”, “заздрісний тип”, “вірний помічник”, “кохана головного героя”.

І головний герой вийшов не набагато кращим. Новозеландець Урбан робить у Голлівуді кар’єру набагато швидше і впевненіше, ніж значно більш імениті партнери з “Володаря перснів”. У нього дійсно виграшні фізичні і непогані акторські дані, і в бойових сценах він виглядає дуже переконливо, але коли роль складається майже виключно з цих самих бойових сцен, вона швидко набридає. Грати тут не м’язами практично нема чого, хоча все могло б бути зовсім інакше. Центральна ідея мала потенціал для створення більш складної драми людини, що розривається між двома сім’ями та двома культурами і змушена робити вибір. А в “Слідопиті” - лише одна фраза розумного індіанця про те, що герою треба побороти власних внутрішніх демонів, але жодних ознак наявності цих демонів немає: персонаж Урбана не знає сумнівів і відразу береться за меч, щоб вбити якомога більше ворогів.

Цей різдвяний кіносезон та новорічний старт взагалі видається найбіднішим з усього, що Голлівуд пропонував в останні кілька десятиліть (принаймні в українському прокаті). Замість блокбастерів рівня “Володаря перснів”, “Гаррі Поттера”, “Кінг-Конга”, “Хронік Нарнії” – худосочний “Ерагон”, позбавлене вигадливості “Павутиння Шарлотти” і місцями смішна “Ніч у музеї”. “Слідопит” приєднується до цього списку фільмів, з яких навряд чи захочеться починати новий кінорік.

Действие фильма разворачивается в Северной Америке за 600 лет до прибытия Колумба. В центре сюжета — противостояние индейцев и викингов, решивших напасть на них. После столкновения в общине индейцев остается маленький мальчик, викинг… Его решили не убивать, а воспитать, что через десятки лет сыграет ключевую роль в противостоянии двух племен, когда им снова придется столкнуться друг с другом. Но до этого еще стоит дожить.

Есть такие фильмы, которые хоть и поставлены достаточно посредственно, но все равно в конечном итоге подкупают своей искренностью и прямотой. Получается, зрителю и обидно быть не должно, так как никакого обмана нет, да и создатели знают, на какую аудиторию стоит рассчитывать. «Следопыт» — как раз такое кино, отнюдь не выдающееся по многим причинам, но все же крепко сбитое и приземленное. По большому счету, здесь не требовалось наличие чего-то необычного и сложного по восприятию для широкой аудитории; все показанное отдает непринужденной простотой. Вот потому и рассказывается история о практически непобедимом и храбром герое (хорошая физическая подготовка — важная штука), который не против знатно помахать мечом.

Зрителю не оставляют выбора в плане симпатии, так как индейцы выглядят идиллически миролюбиво, да и всяко лучше свирепых и устрашающих викингов. Последних вообще решили сделать как можно более ужасными, чтобы колебаний не возникало, за кого «болеть». Здесь-то наличие индейца с кровью викингов как раз к месту: можно весьма неплохо закрутить сюжет не только на внешнем конфликте, но и на внутреннем. Собственно, сценаристы решили от такой возможности не отказываться и сделали нашего героя, не то индейца, не то викинга, третьей силой. Силой, которая должна остановить пролитие крови, длящееся достаточно давно.

Режиссер фильма Маркус Ниспел пришел в большое кино после успешной карьеры клипмейкера и сходу снял вполне сносный ремейк «Техасской резни бензопилой». Как видим, сильно отходить от своего дебюта Маркус не стал, ведь главный герой сменил бензопилу на острый меч, легко проникающий в тела несчастных врагов. Чисто жанрово «Следопыт» поставлен неплохо, если слишком не придираться, да и бои на мечах смотрятся сочно. А вообще ему еще предстоит набираться опыта, ведь когда в эпизодах отсутствовал экшен, они зачастую серьезно затягивались.

Карл Урбан прекрасно подошел к мрачной атмосфере фильма (от ярких кадров вообще решили отказаться) и своему герою. Возможно, его игру нельзя назвать однозначно хорошей, но необходимое единение с героем было — это самое важное. Также стоить отметить Мун Бладгуд, которая смотрелась в кадре весьма эффектно. Уровень остальных актеров примерно одинаковый, но явно не хватает еще одного человека, по уровню не уступающего тому же Карлу Урбану (правда, это было бы слишком хорошо).

В целом, «Следопыт» не тянет на звание хорошего фильма как раз из-за содержания и прямолинейной постановки. Однако в этом есть определенный шарм, ведь трудно поверить, что картину задумывали серьезной и строго выверенной. Для разового просмотра, когда важно хотя бы не плеваться после финальных титров, лента Маркуса Ниспела станет удачным выбором. Хоть тут становление героя показано пресновато, зато кости хрустят от ударов меча великолепно, да и мрачная картинка создает какую-никакую атмосферу.

Неплохой повод почувствовать что-то вроде национальной гордости - во всём мире широкий прокат фильма «Следопыт» по невыясненным причинам отложили до апреля (а то и позже), а у нас он уже вовсю крутится по всей стране! В принципе, случай это не уникальный - скажем, фильм «Из ада» с Джонни Деппом вышел у нас примерно на полгода раньше, чем во всём остальном мире, а «Страна приливов» Терри Гиллиама и вовсе шла в кинотеатрах только в России. Короче, мы круче! Хотя стоит ли относиться к «Следопыту» как к несомненному подарку судьбы - вопрос спорный. На общем фоне невменяемых новогодних премьер он, безусловно, почти король - но есть подозрение, что сам по себе, вне сложившейся на данный момент конкуренции, он будет выглядеть не особо удачно. С другой стороны, «Следопыту» при любом раскладе стесняться нечего - это кино прямолинейное и кристально честное, простое, но эффективное, как крепко сколоченная ухватистым мастером табуретка. Постановщик «Следопыта» Маркус Ниспел, бывший клипмейкер, дебютировавший в большом кино римейком «Резни бензопилой в Техасе», не намерен дурить зрителю голову высокими концепциями. Его задача проще - рассказать простую мальчишескую историю про то, что «один в поле воин» и параллельно показать смачную махачку на мечах. Конфликт фильма выписан предельно лаконично - «наши», то есть индейцы, отличаются идиллическим миролюбием, но в случае необходимости вполне могут дать сдачи. Викинги же выглядят жуткими и свирепыми злыднями, словно сошедшими с картинок какого-нибудь безумного иллюстратора для книжки про очередного Конана-Варвара, и убивают без жалости направо и налево - настоящие подонки, короче. И вот между этими фронтами встаёт герой, как бы застрявший между двумя противоборствующими сторонами - викинг по крови, но индеец по воспитанию. Хотя справедливости ради отметим, что вопрос выбора стороны для героя был решён невероятно быстро - и с такой уверенностью в его правильности, будто педагоги всего мира не ведут до сих пор споры о том, что имеет большее значения для воспитания личности, наследственность или среда. Конечно, с точки зрения вечности весь этот «Следопыт» - сущая ерунда, всего лишь ещё одно кино, лихо пренебрегающее логикой и исторической правдой ради какого-то высшего развлекательного идеала. Но, чёрт возьми, в простоте и немудрёности «Следопыта» есть что-то весьма освежающее. Ниспел точно знает, что нужно делать и как - схватки зачастую выглядят довольно впечатляюще, а мирное время показано с достаточной степенью заинтересованности материалом, чтобы скрыть ходульность сюжета. Ну и общая мрачная атмосфера выдержана очень грамотно - в «Следопыте» нет, кажется, ни единого кадра, где было бы что-нибудь яркое. В общем, мелочь, а приятно. Приятно, что в то время как блокбастеры становятся все более стерильными, кто-то ещё хочет (и умеет) снимать мрачное кино преимущественно в тёмных тонах с кровищей и хрустом конечностей; приятно, что в эпоху пустых мест, активно раздуваемых до уровня сенсаций, кто-то ещё может отвечать за базар. Серж Кочерыжкин (c) Портал "Лаборатория новостей" (http://www.newslab.ru)
Написать рецензию
Чтобы написать рецензию необходимо Авторизоваться
Отзывы (0)
Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.
Похожие фильмы