Тихая застава
Фильм снят по повести Валерия Поволяева «Тихая застава», основанной на реальных событиях.
Бой на
Тем, кто привык к нескончаемому потоку телесериалов о войне, придётся по вкусу новая лента Сергея Маховикова. Тем более, что сам Маховиков хорошо известен любителям «ящика» по сериалу «Слепой», в котором выступил как режиссёром, так и исполнил главную роль. К сожалению, этот режиссёр слишком хорошо научился снимать продолжительные сериалы со множеством сюжетных линий, так что его полнометражная работа рассыпается на отдельные фрагменты недосказанных историй.
Начинается фильм добродушной раскачкой. В тихой заставе — всё тихо: стоится банька, играет патефон, солдатики заботливо хозяйничают в своём уютном уголке.
По ходу фильма проскакивают шуточки в лучших традициях доброго советского кино о войне. В меру наивные, до известной степени простоватые и плоские. Солдатский быт — наверное единственная сторона фильма, которая удалась у режиссёра на все сто. Все детали солдатского уюта подмечены очень точно. Однако в этом ему наверняка помог не профессионализм и творческая сноровка, а просто любование дорогой сердцу тематикой.
Центром всего этого военного мирка является замечательный прапор в исполнении Сергея Селина. По игре он даёт фору пожалуй всем остальным. Несколько плоско в фильме выглядит Андрей Чадов, несмотря на то, что именно на него в картине и ложилось больше всего ответственности. Если Селин абсолютно гармоничен на своём месте, то Чадов словно так и не свыкся со своим положением на съёмочной площадке. Его игра неубедительна.
Наравне с позитивом от бытового правдоподобия солдатской жизни оставляют неприятное ощущение незавершённые сюжетные линии. Так, не получает никакого развития история с найденным ребёнком. Несколько неуклюже в картине проходит сюжет любовного треугольника. Попытка режиссёра подчеркнуть противостояние россиян и таджиков за счёт конфликта вокруг девушки выглядит нарочито.
Но несмотря на все эти недостатки фильма, он оставляет после просмотра горький привкус. А это верный признак того, что он правдив.
Общая идея картины — единственное, что безусловно стоит внимания. Однако размышления о том, «зачем мы воюем», «за кого умираем», «что такое сострадание» и проч. — у наших северных соседей уже давно отработанная тема.
Ели при описании фильма сразу же начинают пересказывать эпизод из истории, на основании которого и он был снят, — он заведомо малоинтересен.
Написано под Medeski Martin & Wood — Radiolarians III (2009)