«Лучше говорить о чем-то своем. Говорить о чужом — бессмысленно», — считает художник и начинающий режиссер Таня Войтович. На 44-м кинофестивале «Молодость» ее дебютную картину «Данина» отобрали сразу в два конкурса — национальный и международную секцию короткометражек.

«Данина» — это 12-минутный фильм о том, как молодое поколение воскрешает память рода и возвращается к истокам своей семьи, а через нее — к родной земле. Сюжет у картины простой: сама Войтович приезжает к старенькой заброшенной хате, где когда-то жили ее прабабка и прадед, и приводит ее в порядок: убирает грязь, пыль, срезает сорняки на дворе. На наших глазах забытое место вновь наполняется жизнью, а молодая героиня обращается к воспоминаниям.

Селу Серафинцы на Ивано-Франковщине, где стоит родовая хата Войтович, больше 500 лет. Когда-то полсела было польским, половина — турецким. О последнем напоминают заборы из каменной кладки, как в Турции. Хату построил вместе со своим отцом прадед Тани. Он был мастером по дереву и всю мебель также сделал своими руками.

Хата лет десять стояла запущенная: прадед умер давно, а прабабушка Войтович последние свои годы прожила в городе у детей. «Родственники дом заколотили. Они поругались: кто-то там печку ставил, кто-то газ провел, никто не хотел отдавать хату. Кто-то из них закрыл его и ключ никому не давал», — рассказывает режиссер. Они даже не разрешили снимать фильм: мол, в хату можно зайти только с милицией. Но Войтович это не остановило: дверь они с оператором выломали, просто вскрыть замок им не удалось.

«Это был эксперимент: мы не знали, что внутри. Может быть, дом разграбили, может, он пуст. Но когда зашли, то очень удивились: все осталось, как было, только везде паутина, следы мышей и пыль», — говорит Войтович. Все в хате осталось нетронутым. «Там было много вещей, которые еще в 80-х годах привез из заграницы крестный — он был капитаном на флоте — тюбики зубной пасты, например, которых тогда больше нигде не было».

serafincy

Хату в Серафинцах режиссер помнит с детства. До смерти прабабушки семья была очень дружной, и ежегодно родственники — все дети, внуки, правнуки — собирались в хате на праздники. Войтович вспоминает, как раньше с родными приезжала на пять дней в село, причем большую три дня занимала уборка хаты и территории вокруг. «Помню, как мы ходили босиком по росе, с колодца набирали воду, собирали смородину… Для меня эта земля — самая родная. Там я сделала первые шаги в жизни». На некоторые вещи Таня обратила внимание лишь сейчас, например, для нее было открытием то, что матрасы, на которых она спала еще ребенком, были набиты соломой. В одном из кадров Войтович снимает рукой пыль со старого фото с двумя девушками — это снимок ее прабабушки с сестрой в молодости. В фильме появляется одна только Таня, но с уборкой/фильмом ей тогда помогали близкие — мама, бабушка и братья — все как когда-то в детстве.

«Данину» снимали в течение одного дня. По первым кадрам создается впечатление, что съемки велись на рассвете, но это не так: снимать начали около полудня, но за счет местности создается очень мягкое освещение. Оператор Иван Кваша использовал фотоаппарат, снимал с рук и без осветительных приборов. Его работу похвалили отборщики «Молодости» и обычно придирчивые работники студии пост-продакшена, где «Данина» проходила финальную обработку.

За плечами у Кваши — работа на телевидении, съемки видеоклипов и много чего другого. Несколько лет назад он и Войтович уже делали совместное видео. Оператор тогда снимал, как беременная Таня рисует в своей мастерской. Следующее сотрудничество у них получилось спонтанным. Войтович долго вынашивала идею фильма «Данина» и искала оператора, как Кваша пришел на одну из ее выставок. Таня подарила Ивану одну из своих картин, он же пообещал помочь ей при случае с творчеством. И несколько дней спустя такой случай подвернулся: Войтович предложила поехать в Серафинцы.

Съемки были импровизацией, никто не знал, что ожидает внутри хаты. Таня просто наводила порядок, Иван снимал. «Надо сначала получить результат, а потом уже думать, что с ним делать», — считают оба создателя фильма.

Когда Войтович показывала черновой вариант «Данини» друзьям, многие из них вспоминали собственные похожие истории: у кого-то старая хата развалилась, кто-то ее продал. Да и оператор Кваша в детстве бывал в подобном доме, потому он, как и Таня, ощутил во время съемок необъяснимую ностальгию.

Изначально Войтович не планировала снимать короткометражный фильм, она хотела сделать арт-видео и показывать его на выставках, хоть и конкретных планов на этот счет не имела. Но куратор и друг Тани Владимир Кадыгроб, посмотрев «Данину», посоветовал подать работу на «Молодость».

tanya_voytovich

Таня Войтович

Кино для Войтович — новый опыт. Она больше известна как художник. Несколько лет девушка изучала искусство в Париже, участвовала в воркшопах в Киеве. Таня работает в разных техниках: живопись, инсталляции, перформансы. В одном из своих проектов Войтович, например, предлагала посетителям выставки писать на деревянной доске что-то, от чего человек хочет избавиться, и разбить ее. Даже показ «Данини» для друзей Таня оформила в виде инсталляции: возле экрана она расставила вещи, привезенные из семейно хаты — старое зеркало, рушники, чемодан, детский стульчик, икону.

Войтович планирует делать кино дальше, и идеи для следующего фильма у нее уже есть. По ее словам, замысел окажется даже сильнее, чем в картине «Данина». Это также будет личная история, документальная, но связанная уже с художественной деятельностью Тани и зимними событиями в стране.

Показы фильма «Данина» в рамках кинофестиваля «Молодость» состоятся 29 и 30 октября в 15:40 в кинотеатре «Жовтень» и 1 ноября в 23:50 в кинотеатре «Киев».