26-го октября, за сутки до начала торжественной церемонии закрытия, в рамках 42-го МКФ «Молодость» состоялась последняя пресс-конференция с участниками съемочных групп фильмов основного конкурса. На вопросы журналистов ответили очень разные кинематографисты из разных стран.

Аманда Ливаноу, продюсер греческой картины L, Фан Сон — режиссер и главная героиня документального фильма «Воспоминания смотрят на меня» — и Русудан Чкония, продюсер, режиссер и автор сценария ленты «Улыбайтесь».

Как выяснилось, если что и объединяет авторов дебютов, попавших в основную программу «Молодости», так это скромные бюджеты и малочисленная, хотя и сплоченная съемочная группа. Это отличает, например, фильм L — трагикомичную историю о «человеке, который безуспешно пытается чему-то научиться» (по словам самой Аванды Ливаноу), и эта же характеристика полностью применима к «Воспоминаниям» Фан Сон.

Фильм L на «Молодости» был принят крайне тепло — но Аманда Ливаноу отметила, что такое на фестивалях случалось не всегда. Впрочем, по ее же собственным словам, «все зрители разные», и их реакция «позволяет лучше понять страну, откуда они родом». Режиссер ленты L Бабис Макридис на «Молодость» попасть не смог — как объяснила Ливаноу, сейчас он находится в Индии; но и со слов продюсера стало ясно, насколько личным и откровенным высказыванием стала его дебютная работа. «В этой картине он полностью обнажился», — утверждает Ливаноу.

Фан Сон снимала фильм о самой себе и своих же родственниках, в связи с чем все они были на несколько месяцев фактически заперты в небольшой квартире, где разворачивается основное действие. Поэтому «самым ярким моментом съемок стало их окончание». Примечательно, что на «Молодости» состоялась мировая премьера китайской малобюджетной ленты. Как отметила Фан Сон, хотя пресс-конференция проходила сразу после первого показа «Воспоминаний», к ней уже подходили зрители и лично благодарили за искреннюю и тонкую работу.

Русудан Чкония сама написала сценарий и поставила фильм «Улыбайся», она же стала одним из продюсеров. Впрочем, съемочный бюджет собирали в течение целых семи лет; переломным моментом стало участие французской стороны (картина вышла как копродукция). Съемки подчас походили на тяжелый труд: обычным делом были ночные смены (общим числом — 45), сложно было заставить профессиональных и непрофессиональных актеров работать в одном направлении. Несмотря на то что «Улыбайся» — фильм довольно личный (он основан на реальной истории), Чкония заверила, что в нем есть определенный «политический подтекст».