В первый же день кинофорума был показан целый ряд восхитительных фильмов: победитель Венецианского кинофеста «Пьета» Ким Ки Дука, отреставрированная лента 1928 года «Шкурник» Николая Шпиковского и др.

С одной стороны, каждая из этих лент, конечно же, порадовала поклонников авторского кинематографа.

С другой — внутренняя логика программы феста предполагает, что последующие дни должны принести ещё более интересное кино. Правда, дебютные кинокартины основного конкурса, показ которых стартует уже завтра, вряд ли превзойдут то, что было показано в день открытия «Молодости 42».

Открытие кинофеста состоялось в Национальной опере. Как самой церемонии, так и всему форуму задала настроение увертюра к опере «Тарас Бульба» в исполнении симфонического оркестра под управлением кинематографического дирижёра, тень которого возвышалась на белом экране.

Несмотря на то что название кинофорума «Молодость» намекает на новаторство, экспериментальность и смелость, его гендиректор Андрей Халпахчи неоднократно подчеркнул в своём выступлении, что одно из главных мест в фестивале занимают именно традиции. В подтексте его слов слышалось: «всё новое — хорошо забытое старое». Об этом свидетельствовала как упомянутая музыка из классической оперы, так и ретроспективы Богдана Ступки, Милоша Формана и других режиссёров (которые стартуют уже с завтрашнего дня), а также целый ряд старых «артефактных» кинолент, одна из которых — социальная сатира «Шкурник» — стала фильмом-открытием.

Уже прошло 84 года с момента премьеры этой картины, но смотрится она очень актуально. Сюжет рассказывает о предприимчивом мещанине, который в 1917 году, когда буквально каждый день в Украине менялась власть (сегодня — красные, завтра — белые, послезавтра — махновцы), умудрялся приспосабливаться к любому правительству. Моральный недуг, свойственный практически каждому отечественному политику, так остро показанный в этой ленте, укоренился в украинском сознании ещё сто лет назад. Поэтому сегодняшнее разделение власть имущих «по окрасу» на противостоящие лагеря воспринимается после такого фильма как нелепая сатира. В преддверии парламентских выборов такой фильм приобрёл особый смысл…

Однако настоящим «гвоздём программы» стала «Пьета» Ким Ки Дука, которая пару месяцев назад была награждена Гран-при Венецианского кинофестиваля. Лента насыщена символикой, восточным колоритом, сложными постановочными сценами, с одной стороны, и философскими размышлениями о жестокости, власти денег, любви и милосердии — с другой.

В центре сюжета ростовщик Кан До, в обязанности которого входит выбивать долги из тех, кто задолжал местной мафии. Обычно он имеет дело с мелкими предпринимателями, которые работают на окраине города. Если у должника нет денег — Кан До калечит его, имитируя травму на производстве, за которую он получает страховку. Но как-то раз он встречает на улице странную женщину, которая называется его матерью. С этого момента его жизнь в корне меняется, и в сознании парня просыпаются светлые чувства любви и заботы. Центральная завязка картины — фабульная. Удивительно, но, несмотря на обилие крови и увечий, которые присутствуют практически в каждом эпизоде, лента оставляет светлое ощущение.

Первый день кинофорума собрал изысканные ленты, рассчитанные на настоящих киноманов. Однако вслед за ним наверняка ждёт разочарование, ведь, просмотрев программу кинопоказов на следующий день, столь ярких фильмов уже не встретишь.