Почему «Настоящего детектива» снимали в Луизиане, где взять деньги на собственный фильм, можно ли подружиться с Квентином Тарантино и как украинцу пробиться в Голливуд.

Ответы на такие и многие другие вопросы прозвучали во время мастер-класса Даниеля Захариаса для Kiev Filmmaking Camp — кинолагеря в Киеве, собравшего тех, кто хочет научиться профессионально делать кино.

Даниель, он же Джей Ди Захариас — продюсер, успешно работающий как в Украине, так и за рубежом. Он наш земляк, начинал здесь в рекламном бизнесе, потом переключился на кинопроизводство. Переехать в Голливуд Даниелю предложил его друг Марк Эберли, оператор, с которым Захариас когда-то работал как агент. Даниель согласился и за последние лет пять успел поработать над тремя десятками разных кинопроектов как продюсер визуальных эффектов. Самыми известными картинами, к которым он причастен, можно назвать «Хроники ломбарда», «Погнали!», «Высоцкий. Спасибо, что живой» и отечественный комедийный хоррор «Тени незабытых предков».

С участниками Kiev Filmmaking Camp Захариас связался через скайп прямо из солнечного парка в Лос-Анджелесе. Заявленная тема мастер-класса — «Правила и законы Голливуда», и Джей Ди, кажется, рассказал даже больше, чем можно было ожидать, — все, что узнал на собственном опыте.

«Продюсеры — это сумасшедшие люди» — одна из первых фраз Захариаса. Почему? Потому что они вкладывают деньги в самый рискованный и затратный бизнес — кино. Когда делаете фильм, надо сразу понимать, как его финансировать. Даже формально малобюджетные картины требуют денег. Так, «Монстров» Гарет Эдвардс, позже успешно сделавший «Годзиллу», снял за полмиллиона долларов. Но и на эту сумму надо найти инвесторов.

В Европе и США деньги ищут по-разному. Так, Захариас советует отталкиваться от темы фильма. Если, к примеру, это кино по Гоголю, то можно обратиться в фонды из разных стран, занимающиеся наследием писателя. В Европе хорошо работают связи, приобретенные на фестивальных кинорынках — там всегда можно найти партнеров или привлечь внимание к своему кинопроекту. В Старом Свете огромное значение имеет и финансирование кино государством (причем можно обращаться за деньгами не только в своей стране) и телекомпаниями. Эти способы хорошо работают для арт-кино.

«Делать коммерческое кино — гораздо сложнее и… проще. Есть много путей финансирования фильма, но они изменяются каждые полгода». Захариас подчеркивает, что рынок кино очень переменчив. Сегодня в трендах один темы или жанры, завтра — другие. Этим объясняется, почему даже именитые кинорежиссеры годами разрабатывает свои кинопроекты: то, на что невозможно найти деньги сейчас, может стать актуальным спустя годы, тогда найдутся заинтересованные инвесторы.

«В Европе не спрашивают, есть ли у вас деньги. В США все по-другому — сильна бизнес-ориентация, — объясняет Захариас разницу в поиске партнеров и актеров. — Работники больших киностудий — они менеджеры, они к кино отношения не имеют, к сожалению. Они скорее сочувствуют киноиндустрии, чем способствуют развитию кино как искусства». Даниель констатирует, что сегодня режиссеры вроде Вуди Аллена вымерли, вместо них пришли клипмейкеры, имиджмейкеры, люди из рекламы.

В Европе также можно обратиться к любому актеру и актерскому агентству, если у вас просто есть интересный сценарий и план производства фильма; финансы — второй вопрос. В американском актерском агентстве с вами не будут даже разговаривать, если у вас нет денег на картину или связей в индустрии. «В Штатах сложно: нет денег — нет актеров, нет актеров — нет денег, нет сейлз-хауса», - объясняет Захариас. Сейлз-хаус оценит, насколько фильм потом можно будет продать — в кинотеатры, на ТВ или еще куда-либо. Оценив рентабельность, менеджеры, могут даже назвать бюджет, при котором фильм не провалится.

В таких условиях главное — свести затраты на фильм к минимуму. Это можно делать через налоговые льготы, которые предоставляют некоторые штаты и страны, если фильм делается у них. Показатель в этом плане — Луизиана, где кинематографистам живыми деньгами возвращают около трети бюджета картины. Потому так много кино и телесериалов снимается здесь в последние годы. Недавний пример — телехит «Настоящий детектив».

Детальный разбор поиска и планирования бюджета, о котором говорил Захариас, прервал вопрос из зала: возможна ли в киноиндустрии «история Золушки», когда человек просто подошел и разговорился с нужными людьми, например, Тарантино? «Тарантино — отморозок полный, как вы будете с ним разговаривать, он неадекватный», — отшутился Захариас, сказав, правда, что подобные случаи в Голливуде все же бывают.

Даниель заметил, что знаком лично не с Тарантино, но с Робертом Родригесом и представляет, как тот отреагирует, если к нему подойдут искатели счастливых шансов. «Он захочет узнать, насколько вы разбираетесь в кинобизнесе, что и зачем вы хотите снять». Захариас советует никогда не идти с пустыми руками, а показывать те фильмы, которые у вас уже есть, пусть и короткометражки: «Снимайте и приходите показывать».

Снимать и показывать будут участники Kiev Filmmaking Camp уже на этой неделе. Мастер-класс Даниеля Захариаса был одним из последних в теоретическом блоке кинолагеря. Как рассказал один из участников кинолагеря, участники узнали практически обо всем, что необходимо перед началом собственных съемок. Дальше ребята разделятся на три группы, каждая из которых должна сделать и представить в ближайшее воскресенье свою короткометражку — символический экзамен по итогам посещения Kiev Filmmaking Camp.