1 апреля — это день розыгрышей и дураков. Первое неотделимо от второго. Разыграть кого-либо или самому оказаться разыгранным — это то, с чем хоть раз в жизни, но сталкивался каждый из нас. По всем законам любой прикол должен заканчиваться дружным смехом и финальным примирением.

Вот только такое, к сожалению, бывает не всегда. А уж тем более если речь идет о кино, где создатели фильмов могут по полной оторваться, реализовав свои самые буйные и безумные фантазии. Okino.ua вспомнил десять самых запоминающихся кинорозыгрышей: от классических сцен и забавных игр, до подростковых выходок и странных шуток, которые в плохих руках завели, что называется, не туда.

«Вы убили любовника вашей жены»

«Игра навылет», реж. Джозеф Лео Манкевич, 1972

Sleuth


Одно из классических кинонадувательств, где разыгрываемый и разыгрывающий несколько раз меняются местами


Успешный автор детективов Эндрю Уайк (Лоуренс Оливье) приглашает к себе в дом молодого любовника жены Майло (Майкл Кейн). Будучи большим любителем игр, Уайк устраивает череду интеллектуальных дуэлей, направленных на то, чтобы напугать, унизить и заставить своего противника исчезнуть. Несмотря на обещание Майло уехать, Уайк все равно стреляет в него из пистолета. Однако тело пропадает, и скоро покой Уайка потревожит наглый сыщик, расследующий исчезновение Майло. Поведение Уайка и улики в его доме свидетельствуют о том, что дело нечисто. Однако писатель еще не знает, что допрашивающий его сыщик совсем не тот, за кого себя выдает. Плюс Уайк совсем не умеет проигрывать, и его недовольство намечающейся ничьей приводит к тому, что для обоих героев все заканчивается печально. (Видео).

«Если хочешь быть одним из нас»
«Американские граффити», реж. Джордж Лукас, 1973

american-graffiti


Классика кинорозыгрыша, вызвавшая массу подражаний после выхода фильма на экраны


Главный герой, выпускник школы Курт (Ричард Дрейфусс), проводит ночь перед отправлением в колледж, колеся по городу в автомобиле со своими друзьями. В поисках таинственной блондинки, в которую он влюбился, Курт сталкивается с местной шпаной, предлагающей ему церемонию инициации: парень должен незаметно присоединить цепь к задней оси стоящего неподалеку полицейского авто. После этого подростки устраивают гонки по шоссе, и ничего не подозревающие полицейские, пытаясь их догнать, взлетают в воздух.

Этот эпизод неоднократно цитировался в других фильмах, а полицейские обращались к Джорджу Лукасу с просьбой убрать сцену из фильма после того, как огромное количество машин было безнадежно испорчено подростками, подражавшими любимым героям. (Видео).

«Королева школьного бала»
«Кэрри», реж. Брайан-Де Пальма, 1976

carrie


Яркий пример того, что может произойти, если в качестве жертвы розыгрыша выбрать не того человека


Школьница Кэрри (Сисси Спейсек), живущая со своей религиозной матерью, не отличалась популярностью среди одноклассников. Забитая девушка часто становилась жертвой шуток разной степени жестокости. Самая безжалостная из них была заготовлена после того, как Кэрри получила приглашение на выпускной бал от одного из наиболее популярных парней в школе. Окрыленная перспективой, Кэрри готовит платье, наводит красоту, спорит с матерью — и все для того, чтобы на балу, будучи названной королевой выпускного вечера, оказаться с ног до головы облитой свиной кровью. В случае с любой другой девушкой подобный финал стал бы причиной для истерики и затяжной депрессии. Однако у Кэрри есть преимущество — она владеет телекинезом, и поэтому заканчивается фильм не встречей с психоаналитиком, а грандиозной бойней в зале, который никто не может покинуть, пока Кэрри не отомстит своим обидчикам. (Видео).

«Голубая устрица»
«Полицейская академия», реж. Хью Уилсон, 1984

police_academy


Жизнь любого закрытого учреждения рано или поздно приводит к расцвету в нем розыгрышей. Школа, колледж, летний лагерь — что может быть лучше, чем поиздеваться над своими товарищами или руководством


В культовом киносериале «Полицейская академия» жертвами розыгрышей становились многие. Но мало кто прочувствовал на себе такую жестокость и разнузданный полет фантазии, как лейтенанты Харрис (первый фильм) и Маузер (вторая и третья серии). Можно долго перечислять приколы, жертвами которых становились эти двое, но один из них вошел в число классических, повторяясь практически в каждой из частей. Это был розыгрыш, связанный с гей-баром «Голубая устрица», куда Харрис и Маузер попадали, будучи коварно дезинформированными относительно профиля заведения. Каждый раз столкновение офицеров полиции и брутальных гомосексуалистов в коже и мотоциклетных шлемах заканчивалось одинаково: танцем под тему оркестра Поля Мориа, который и в страшном сне не мог себе представить, какой цели послужит его музыка. (Видео).

«Жертвы маньяка»
«День дурака», реж. Фред Уолтон, 1986

April Fool’s Day


Редкий случай, когда не розыгрыш является частью сюжета, а наоборот


Группа подростков прибывает на остров, чтобы отпраздновать День дурака в доме своей подруги, нашпигованном ловушками (такими, как выпадающие дверные ручки). Но подогретая алкоголем молодежь до поры до времени воспринимает их лишь как повод позабавиться. Дело принимает серьезный оборот, когда участники вечеринки начинают исчезать. Друзья подозревают хозяйку, однако спастись от невидимого убийцы упражнения в дедукции им не помогают. Финал фильма практически невозможно пересказать, не прибегая к масштабным спойлерам, однако ключевым является тот факт, что все происходящее было не тем, чем казалось героям и зрителю поначалу. Используя классические ходы фильма о маньяке, герои оказываются идеальной тестовой группой для проверки замысла таинственного кукловода. Судя по реакции последних «жертв», успех замыслу обеспечен, но и нервы участникам придется лечить долго. (Видео).

«Это всего лишь игра»
«Игра», реж. Дэвид Финчер, 1997

the-game


Пример сложного постановочного розыгрыша, заставляющего человека пересмотреть свою жизнь и ценности


Богатый банкир Николас Ван Ортон (Майкл Дуглас) на день рождения получает от своего непутевого брата (Шон Пенн) сертификат на участие в Игре. Начинаясь как череда странных событий, Игра быстро превращается в опасную затею без возможности выхода. Герой подозревает, что за ней стоит масштабный заговор, а значит, его бизнес, репутация и даже жизнь находятся под угрозой. Обращение в полицию приводит лишь к тому, что за Николасом начинает охотиться служба безопасности компании. Таинственные организаторы постепенно лишают героя всего. При этом его паранойя не позволяет поверить в то, что все происходящее — это лишь розыгрыш, направленный на то, чтобы герой встряхнулся и научился наслаждаться жизнью. Закончится все шампанским и поздравлениями, но кто знает, сможет ли герой забыть Игру и просто жить дальше. (Видео).

«Соседская месть»
«Амели», реж. Жан-Пьер Жёне, 2001

ameli


О темной стороне милейшей героини «Амели» мало кто вспоминает. Хотя, если задуматься, склонность к черному юмору — если и не важнейшая, то точно значимая черта ее характера


Достаточно вспомнить продолжительный розыгрыш отца Амели, садового гнома которого она отправила путешествовать по миру. Как результат — озадаченный хозяин время от времени получал по почте фотографии с его гномом на фоне разнообразных достопримечательностей.

Добавим к этому блестяще реализованную операцию по наказанию заносчивого соседа — розыгрыш, который органично смотрелся бы в любом топе изощренных издевательств. Представьте, что вы по прихоти будильника просыпаетесь у себя в кровати на два часа раньше запланированного; ваши тапки на несколько размеров меньше; дверная ручка в ванной выпадает, когда вы находитесь внутри; кофе отдает чем-то несъедобным; лампочки самовольно взрываются; а телефон, вместо того чтобы соединить вас с мамой, звонит в психиатрическую лечебницу. И при этом на дворе совсем не первое апреля, а вполне себе середина лета. Тут с ума сойдет даже человек психологически более стабильный, чем тучный продавец-парижанин средних лет. (Видео).

«Яйцо Фаберже»
«Двенадцать друзей Оушена», реж. Стивен Содерберг, 2004

Ocean’s Twelve


Хитроумные схемы, которыми наполнена трилогия Содерберга, доказывают простую истину: за чрезмерную заносчивость рано или поздно придется платить


Чтобы вернуть Терри Бенедикту украденные в первой части франшизы деньги, друзьям Оушена необходимо провернуть серию ограблений в Европе. Проблема лишь в том, что их постоянно опережает француз-авантюрист Тулур (Венсан Кассель). Тот предлагает Оушену пари с целью узнать, кто из них лучший вор. Они оба попытаются украсть яйцо Фаберже, и если победит Оушен, Тулур погасит его долг перед Бенедиктом. Дальше начинается безумная чехарда событий, завершающаяся изумительным по исполнению розыгрышем Тулура. Он похищает яйцо из зала музея, который, казалось бы, невозможно пересечь из-за огромного числа детекторов движения. Преисполненный гордости, он даже не догадывается, что настоящее яйцо уже давно украдено (причем самым банальным образом), а его водили за нос при помощи искусной подделки. К чести Тулура стоит отметить, что он оказался джентльменом, поэтому это надувательство можно с полным правом считать самым разорительным в данном списке. (Видео).

«Угадай, кто лежит рядом с тобой»
«Пила: Игра на выживание», реж. Джеймс Ван, 2004

saw


Если вы опасный психопат с фантазией, ничего другого, кроме как устраивать жестокие розыгрыши, вам не остается. Правда, вашим жертвам не позавидуешь вдвойне


Двое незнакомых мужчин оказываются запертыми в подвале, где, кроме них, лежит труп с выбитыми мозгами. Похититель ставит условие: чтобы выжить, один должен убить другого. На второй вариант освобождения намекает валяющаяся рядом пила, которая ломается о цепи, но вполне способна перепилить конечность. Несмотря на незавидность своего положения, герои пытаются сохранить человеческий облик, и в результате конфликт накаляется: на кону стоят не только их жизни, но и жизни членов их семей. Однако самым шокирующим эпизодом фильма является отнюдь не самый кровавый (хотя пила без дела не останется): наибольшее воздействие на зрителя оказывает момент, когда герои понимают, кем именно был тот человек, который почти весь фильм пролежал рядом с ними в луже собственной крови. Ничего столь же мощного сценаристы франшизы «Пила» за шесть последующих фильмов так и не придумали. (Видео).

«Потерянное при переводе»
«Диктатор», реж. Ларри Чарльз, 2012

The Dictator


Вариация розыгрыша, построенного на использовании главной фобии разыгрываемого


Одна из самых запоминающихся хохм в «Диктаторе» вовсю эксплуатирует страх американцев перед угрозой терроризма. Два араба (одного из которых играет Саша Барон Коэн) летят на обзорную вертолетную экскурсию с двумя американцами из глубинки. Коэн с напарником со зловещими интонациями тараторят по-арабски, обильно пересыпая речь словами «Бин Ладен», «9/11» (имея в виду модель «Порше»), «статуя Свободы», «9/11 2012!», «бабах» и пр. Нагнетая напряжение, арабы начинают на спор считать по-английски от пяти до нуля. Конец счета ознаменован диким воплем американки, которая еще на середине экскурсии успела мысленно попрощаться с жизнью. Эффект мог бы оказаться более сильным, если бы в качестве жертв были задействованы настоящие люди, а не актеры. Хотя самого Коэна в этом случае наверняка бы покалечили. (Видео).