Синопсис

Новый анимационный фильм-фэнтези от режиссёра Шейна Экера – продолжение его короткометражного мультфильма, который в 2004 завоевал премию Оскар, мультфильма с точно таким же названием – «Девять». Сценарий Памелы Петтлер (Дом-монстр). Режиссёры Тим Бартон (Битлджус) и Тимур Бекмамбетов (Особо опасен) стали продюсерами фэнтези.

Время действия – ближайшее будущее. Машины под предводительством Великой Машины завладели миром, они уничтожили людей и теперь реальность выглядит серой, мрачной и пустой.

Но когда мир оказывается разорванным на кусочки и, казалось бы, дальше дороги нет, цивилизация начинает возрождаться. В последние дни человечества некий учёный создал группу маленьких существ, которые могут жить в постапокалиптическом мире. Один из них, №9 (голос Элайджи Вуда), становится лидером, он - единственная надежда на спасение своего маленького народа. Он возглавляет конфликтную, но пока ещё живую компанию, среди которых есть: №1 (Кристофер Пламмер), ветеран войны и лидер группы уже долгое время, №2 (Мартин Ланда), добрый, но невезучий изобретатель, №3 и №4, близнецы-книголюбы, которые не общаются ни с кем, лишь друг с другом и то при помощи телепатии, №5 (Джон C. Рейли), храбрый инженер, №6 (Криспин Гловер), сумасшедший художник; №7 (Дженнифер Коннелли), отважная воительница, и №8 (Фред Татаскьор), не слишком сообразительный, но зато внушительных размеров телохранитель №1.

Эта малочисленная группа существ, сшитых из мешковины, должна собрать все свои силы, чтобы противостоять могущественным и «хитрым» механическим чудовищам. №9 вдохновляет всех на борьбу, вселяет жажду жизни и показывает, как одна маленькая душа может изменить мир к лучшему.

Universal Pictures совместно с Relativity Media и Джим Лемли/ТимБартон/Тимур Бекамбетов production представляют анимационное фэнтези «Девять». В оригинале роли озвучили: Элайджа Вуд, Джон Си Рэйли, Дженнифер Коннелли, Кристофер Пламмер, Криспин Гловер, Мартин Ланда, Фред Татаскьор. Кастинг  - Минди Марин. Монтаж Ника Кенвэя. Ассоциативные продюсеры - Грэхем Молой, Лилиан Эке, Пьер Урбейн. Анимация оформлена на студии Starz Animation, Торонто. Сопродюсеры - Джинко Готох, Марси Левин. Продюсеры: Джин Лемли, Тим Бартон и Тимур Бекмамбетов, Дана Гинзбург. Сюжет Шейна Экера. Сценарий Памелы Петтлер. Релиз студии Universal Pictures.


Для режиссёра Шейна Экера релиз фильма «Девять», который, кстати, приходится на 9 сентября (9/9/09), только подчёркивает мистичность мира, который он создал.

В конце прошлого столетия “у меня была идея для персонажа №9, невинного существа, которое рискует жизнью ради своих собратьев, и пользуется больше интеллектом, чем своей силой, чтобы побороть машины, - вспоминает Экер. – Я хотел изобразить его эмоциями, без слов. На дизайн короткометражки меня вдохновили анимационные работы таких мастеров, как Ян Шванкмаер, братья Куэй и братья Лоэнштайн”.

Создание короткометражного фильма заняло 4,5 года. Экер вспоминает: “Я должен был останавливать работу и затем вновь её продолжать, потому что на создание фильма нужны были средства. Я поехал в Новую Зеландию и работал там полгода [над фильмом Питера Джексона Властелин Колец]. Для меня это был незаменимый опыт”.

Экер объясняет, что собратья №9 – это как метафора к возрождающемуся человечеству; они обладают силой приспосабливаться и восстанавливаться. В противовес им, чудовище, которое на них охотится, сделано из костей и машинных деталей. Оно намерено поглотить всех и вся, и поэтому ему так нужны души этих маленьких существ.

“Оба этих противостоящих друг другу племени объединяет талисман, который я задумывал как некий технологический символ тех времён, когда люди ещё населяли землю. Вследствие войны людей и машин талисман распался на две части, одна из которых оказалась у машин, а вторая – у маленьких существ”.

11-минутная короткометражка, завершённая в средине 2004 года, Девять, потрясла мировую киноаудиторию яркими персонажами, и продуманной концепцией жанра научной фантастики. От фестиваля к фестивалю Экер собирал всё больше и больше наград за фильм. Экер был номинирован на «Оскар» в категории «лучший анимационный короткометражный фильм».

Экер вспоминает: “Номинация на «Оскар» меняет всю жизнь! Я даже представить не мог, что мой фильм пойдёт так далеко, я чувствовал себя на седьмом небе от счастья. Эта номинация открыла передо мной новые двери и дала массу новых возможностей для самовыражения”.

Тим Бартон рассказывает: “Эта короткометражка была самым удивительным 11-минутным фильмом, который мне доводилось видеть. Концепция Шейна – это целая детализированная Вселенная, которая находит не только визуальный, но и эмоциональный отклик”.

Тимур Бекмамбетов добавляет: “Как зрителя, меня очень впечатлила короткометражка Шейна, поэтому мне хотелось услышать конец этой истории, а также то, что было вначале. Именно поэтому я решил помочь Шейну и поддержать его видение эпического, философского развлекательного кино с глубоким смыслом”.

Сценариста Памелу Петтлер, которая не раз работала вместе с Бартоном, также пригласили к сотрудничеству над сюжетом истории Экера. Она говорит: “Я сразу почувствовала, что эта короткометражка может стать шикарным полнометражным фильмом. В целом это глобальная история о мире, не разделённом на расы, это борьба, но главная идея ленты – надежда и оптимизм”.

Петтлер начала работать над сценарием в средине 2005 года. Лемли рассказывает: “Памела и Шейн тесно работали на протяжении полугода. Они постоянно ходили друг к другу домой, использовали любую возможность для обсуждения идей и деталей”.

Экер вспоминает: “Памела облекала плотью персонажей и структуру. Я – тот тип человека, который использовал бы всё, вплоть до кухонной раковины в сюжете, а она просеивала и связывала в единое целое мои безумные идеи, чтобы в результате получить потрясающие приключения необычных героев”.

Экер рассказывает: “Тимур привнёс многое в наши обсуждения нумерологии, которая играет большую роль в именах героев, или нумерации, если хотите. Тим позаботился о том, чтобы у меня было столько пространства для творчества, сколько мне нужно. Мне повезло иметь обратную связь с двумя выдающимися режиссёрами, которые помогли мне выстроить цельную идею фильма”.

Поскольку в «Девять» использованы CG-инструменты и технология (computer generated animation), Экер говорит: “Дело не в технологии, которая обогащает кадры, дело в людях, которые это делают”.

Художники, работавшие над «Девять», трудились на самой большой анимационной студии в Канаде, Starz Animation Toronto. В 2007 году студия разрослась до 45 000 квадратных футов, поэтому у создателей были все условия для работы и необходимое им время.

CG-анимация состоит не только из работы с компьютерной графикой, она также требует и трудоёмкой ручной работы. Ксандер рассказывает: “Дизайн персонажей был вначале разработан на бумаге и сделан из глины, и только затем перенесён в компьютер, чтобы его можно было поддать обработке”.

Ксандер продолжает: “Это как если бы у вас в компьютере был ящик с инструментами. Аниматор может контролировать каждую часть лица персонажа, каждое выражение или движение губ при диалоге – как работает речевой аппарат, когда герой произносит ‘и’ или ‘р’. Если, например, персонаж сердится, мы как бы стягивали все части лица, чтобы передать эти эмоции”.

В самом деле, одним из ключевых компонентов фильма было то, что мы решили, что герои будут говорить, несмотря на то, что Петтлер настаивала: “Мы хотели иметь как можно меньше диалогов в фильме”.

Экер объясняет: “Мы решили, что будет очень сложно рассказать нашу историю и передать разнообразные эмоции героев, не наделив их возможностью говорить”.

Свои голоса персонажам подарили многие известные актёры. Экер комментирует: “Мы стремились сделать так, чтобы актёры, говорящие голосами наших персонажей, разговаривали с душой, не просто озвучивали, а чувствовали своих персонажей. Поэтому при выборе актёров мы старались сделать так, чтобы у актёров и персонажей мультфильма были многие сходные черты”.

Голос лидеру маленьких существ, №9, отдал Элайджа Вуд. Режиссёр говорит: “Я с самого начала хотел Элайджу на эту роль. Он может играть кого-то очень наивного, но в то же время сильного и доверяющего своим инстинктам лидера. Это, на мой взгляд, прекрасный выбор”.

Вуд рассказывает: “У меня просто голову снесло от короткометражки и её необычно красивой анимации – такое нечасто увидишь. Поэтому когда Шейн предложил мне роль, я не раздумывал”.

Для роли №5 все сошлись во мнении, что идеальным голосом будет голос номинанта на премию «Оскар» Джона С. Рейли. Экер говорит: “Зрители идентифицируют этого героя с Джоном, потому что в нём сочетаются качества каждого человека. Люди чувствуют, что они могут примерить его ботинки, а также то, что в своих поступках он руководствуется сердцем”.

Женская роль №7 досталась обладательнице премии Оскар Дженнифер Коннелли. Она говорит: “У меня двое детей и когда я смотрела короткометражный фильм вместе с ними, они мне сказали, что это самая крутая вещь, которую они видели. Они пересматривали её снова и снова – так как же я могла остаться в стороне после этого!”

Для роли вождя группы маленьких существ, №1, Экер хотел актёра, который бы излучал авторитет и уважение, и при этом ему вовсе не обязательно было бы повышать голос. Режиссёр говорит: “Мы предложили роль Кристоферу Пламмеру, который, к счастью, на неё согласился. У него есть очень глубокое понимание характера своего персонажа, который имеет большой вес в нашей истории”.

Обстановка, в которой живут наши персонажи, пытаясь осознать своё прошлое и найти своё будущее, “наполнена всем нам знакомыми предметами, - рассказывает режиссёр. – Но выглядят они при этом так, будто являются отходами промышленной революции”.

На этот пейзаж создателей фильма вдохновила эстетика движения стимпанк, которая сочетает в себе функциональность и практичность, и стиль викторианской эпохи. Рут Ла Ферла из The New York Times [8 мая, 2008] так это описывает: “Это эстетическое воплощение мира фентези, путешествующего во времени… вдохновлённое экстравагантностью века дирижаблей и паровых локомотивов, медных колокольчиков и первых кувшиноподобных подводных лодок”.

По словам Петтлер, “У Шейна на уме был образ Европы середины прошлого века. В «Девять» есть многое оттуда”.

Сент Пьер добавляет: “В дизайне фильма большую роль играет алхимия. А ещё Жуль Верн”.

Экер рассказывает: “Мир Верна определённо во многом повлиял на стимпанк, который воспевает механизацию и идеализирует веру в машины как будущее человечества”.

Арт-директор Кристоф Вачер отмечает, что “придавая фильму постапокалиптический вид, мы должны были не только создавать какие-то вещи, состаривать их, изнашивать, но даже иногда и разрушать!”

Подытоживая, Вуд говорит:
“Я счастлив, что стал частью «Девять», потому что в анимационных фильмах есть столько всего интересного, что не выходит на экраны, что пропустить это было бы чертовски обидно”.

Лемли чувствует, что «Девять» найдёт глубокий отклик в душах зрителей. Вы будете получать удовольствие от просмотра, развлекаться и в то же время чувствовать, что вы являетесь частью совершенного нового и необычайно интересного мира”
.