Более двадцати лет назад инопланетяне установили первый контакт с Землёй. Люди ожидали либо атаки со стороны чужих, либо огромного прорыва в технологиях. Не произошло ни того, ни другого. Эти инопланетяне были изгнанниками из их собственного мира. Пока мировое сообщество решало, что же с ними делать, инопланетян поселили в так называемый Девятый Округ в Южной Африке.

Чаша терпения сообщества относительно ситуации с инопланетянами переполнилась. Контроль над Девятым округом был передан в руки Multi-National United (MNU), частной компании, которую мало волновало благосостояние внеземных существ. MNU разработала план, по которому они смогли бы получить колоссальную прибыль от освоения инопланетного оружия. Но здесь возник один небольшой нюанс – для этого необходимо заполучить образец ДНК пришельцев, благодаря которому оружие приводится в действие.

Напряжение между инопланетянами и людьми достигает предела, когда MNU начинает выселять пришельцев из Девятого округа, перегоняя их с помощью своих полевых агентов в концентрационный лагерь. Один из агентов MNU, Уилкус ванн дер Мерв (Шарлто Копли), контактирует с инопланетным вирусом, который меняет его ДНК. Уилкус вскоре становится самым преследуемым человеком в мире – теперь он ключ к разгадке инопланетян. У него не осталось друзей, ему некуда идти, кроме как только в одно место: Девятый округ

Питер Джексон в ассоциации с TriStar Pictures и Block/Hanson a Wingnut Films Production, представляет фильм Нила Бломкампа Девятый Округ.  Режиссёр Нил Бломкамп.  Сценарий Нила Бломкампа и Терри Тэтчелла. Продюсеры: Питер Джексон и Кэролайн Каннингэм. Со-продюсер: Филиппа Бойенс. Исполнительные продюсеры: Пол Хэнсон, Билл Блок и Кен Кэминс. Оператор Трент Опалоч. Продакшн дизайнер Филип Айви. Композитор Клинтон Шортер.

Фильм выходит в прокат 13 августа.


О съёмках

“Нил Бломкамп – потрясающе талантливый молодой режиссёр - говорит продюсер Питер Джексон, который взял шефство над первым фильмом режиссёра Бломкампа, Девятый Округ. - Мы думали о производстве фильма по Halo, основанном на видео игре. Этот проект так и не вышел, но нам понравилось работать с Нилом и когда он предложил снять Девятый округ, мы долго не раздумывали”
.

У Бломкампа действительно новое и оригинальное видение манеры передачи сюжета. Он собаку съёл на визуальных эффектах, так как долгое время работал художником по спец эффектам и режиссёром видео-клипов и рекламных роликов. В его фильме вы увидите микс классики жанра сайенс фикшен и того, на что вдохновляет африканский город Йоханнесбург (Бломкамп там родился и вырос, а затем переехал в Канаду).

С самого начала у Бломкампа была задумка сделать необычный фильм, чтобы он стирал границы между разными кинематографическими стилями.  “По сути, фильм как бы перепрыгивает из рамок нашего сюжета, который есть ни чем иным, как фантастикой, к ультра-реальным происшествиям, - рассказывает Бломкамп. Драматические сцены, псевдодокументальные видеоматериалы, реальные новостные видеосюжеты, которые были взяты у южно-африканской телевизионной корпорации – “всё это тесно переплетено в нашем фильме. На протяжении всего фильма вы будете гадать, правда это или выдумка”.

“Девятый округ предлагает альтернативный вариант развития событий, - говорит Питер Джексон. – Представьте: 20 лет назад около миллиона пришельцев-изгнанников высадились на Землю. Они абсолютно безобидные, и даже более того, - беспомощные. Они даже не могут прокормить себя и у них нет никакого желания чем-либо заниматься. Они высадились в Йоханнесбурге, и правительство просто ума не приложит, что с ними делать. В результате они живут в некой зоне, которая чем-то напоминает Совето. И вот уже 20 лет люди пытаются решить проблему инопланетян”
.  

Истоки Девятого округа лежат в короткометражном низкобюджетном псевдодокументальном фильме под названием Выжить в Йоханнесбурге (Alive in Jo’burg), который Бломкамп снял в Йоханнесбурге несколько лет назад. В этом фильме режиссёр показывает межгалактических пришельцев и то, как они приспосабливаются к жизни в Йоханнесбурге, одном из самых динамичных африканских городов.

Из-за того, что Девятый округ снят в Южной Африке, многие могут соотнести фильм с прямой метафорой, так как эта страна на протяжении многих лет переживала многие проблемы. Создатели фильма говорят, что, хотя и невозможно отделить фильм от его локации, никакую метафору они не подразумевали. “В Южной Африке мы столкнулись с теми проблемами, которые люди во всём мире обычно пытаются скрыть”, - говорит Шарлто Копли, который играет главного героя Уилкуса.

На роль Уилкуса ван дер Мерва, агента, который должен был перегонять внеземных существ с девятого округа в концентрационный лагерь в десятом округе,  Бломкамп пригласил своего давнего друга Шарлто Копли. Бломкамп работал вместе с ним над короткометражкой Выжить в Йоханнесбурге.

Копли говорит, что был просто в восторге от идеи снова поработать с Бломкампом: “В Южной Африке очень слабо развита киноиндустрия. Поэтому, когда встречаешь человека, который говорит, что хочет работать в кино, то у него нет чёткого понятия, как это делать по-настоящему, нет стольких творческих идей. Мне очень повезло, что я знаю Нила, и что он верит в меня”.

“У Уилкуса выдался плохой день, - рассказывает Питер Джексон. – Он не только контактировал с непонятным инопланетным вирусом, который изменил его ДНК, но, что усугубляет ситуацию, он становится ключом к разгадке вооружения пришельцев. За один миг Уилкус становится целью номер один для людей всей планеты”
.

Дэвид Джеймс играет Кубуса, одного из управляющих MNU, который позже становится неким охотником за головами, когда MNU объявляет вознаграждение за голову Уилкуса – живого или мёртвого. Джеймс рассказывает: “Кубус - тёмная сторона MNU, - говорит Джеймс. – Если ты хочешь, чтобы что-то было сделано законно, обращаешься к Уилкусу, а если ты хочешь что-то сделать, даже если это выходит за рамки закона, - тогда нужно обратиться к Кубусу”.  

“Думаю, Нилу понравилась та нервозность и неуравновешенность, которой я наделил Кубуса на прослушивании, - говорит Джеймс. – Он может врать всем вокруг, он всегда действует по-своему. Если у меня были моменты, когда я сомневался, как бы в той или иной ситуации поступил мой герой, то всегда это вспоминал”.

Джейсон Коуп, который работал с Бломкампом в качестве продакшн менеджера по фильму Выжить в Йоханнесбурге, играет инопланетянина Кристофера Джонсона. “Вообще-то я играл около десяти разных персонажей, - говорит Коуп. – Когда я просыпался утром, то неизменно спрашивал ‘Каким существом я буду сегодня?’. Моя мама была в восторге, когда узнала, что я буду сниматься в кино. Она спросила, кого же я буду играть, и когда я ответил, что буду сообществом внеземных существ, она так и не смогла понять, как это возможно”.

Стиль фильма

С самого начала Бломкамп намеревался сделать нечто особенное из Девятого округа– несомненно, здесь чувствуется влияние классических фильмов жанра научной фантастики, но это что-то абсолютно новое и революционное по своему стилю.

Бломкамп использует три разных компонента для своей истории. Первый – драматические сцены, показывающие историю Уилкуса. При помощи любительской камеры они вместе с оператором Опалочем снимали обычные, реальные сцены. Например, Опалоч установил дюжины мини-камер и другой техники на каждом углу съёмочной площадки, и эти камеры фиксировали и фильм, и сам съёмочный процесс. Создатели фильма сняли также так называемое “корпоративное видео” для MNU, где Копли в роли Уилкуса говорит прямо на камеру.

Вторым компонентом стало псевдодокументальные видеоматериалы. Создатели фильма работали отдельно от основной съёмочной площадки, интервьюируя сотни разных людей, одни из которых были актёрами, а другие – обычными людьми с улицы, чтобы получить отзывы людей по ситуации, которая обрисована в фильме.  

Третий компонент – реальные, существующие на самом деле репортажи, которые были предоставлены Южноамериканской телевизионной корпорацией, информагенством Reuters и другими новостными агенствами. Это в основном архивные новостные сюжеты, которые были использованы, чтобы добавить ощущения реальности в фильме.  


Съемки в Йоханнесбурге

“Нил Бломкамп  - выходец из Южной Африки и поэтому он захотел поместить действие фильма у себя на родине”, - говорит Питер Джексон.  

Создатели фильма всегда хотели снять Девятый округ в Йоханнесбурге, Южная Африка. Только у этого города есть та атмосфера и тот привкус, который так знаком Бломкампу, и который его вдохновляет. Нил рассказывает: “Думаю, очень сложно воспроизвести то, что есть в Йоханнесбурге, в каком-либо другом месте. Здесь есть очень много визуальных деталей, грязь, колючая проволока, сухие сорняки. Для нашего фильма, чтобы передать реальность ощущений, нужен именно такой уровень загрязнения, отверженности и бедности”.

Рост уровня преступности невероятно изменил город с тех пор, когда Бломкамп покинул его, чтобы переехать в Ванкувер, но он нашёл эти перемены интересными и использовал это в фильме. “Этот город стал местом обособленных группировок, колючей проволоки, заборов под высоким напряжением и частных охранных фирм, - говорит Бломкамп. – Эти изменения могли бы сделать Йоханнесбург самым отвратительным городом в мире, но всё же я люблю его”.  

В Девятом округе  Бломкамп намеревался показать город грубым, неприятным и даже апокалиптичным.  Чтобы достичь этого эффекта, съёмки проводились в зимнее время, поскольку летом здесь всё буяет зеленью и это очень красиво.

Создателям фильма повезло найти идеальную локацию для съёмок в Чиавело, предместье Совето. Люди здесь многие годы жили в ужасных лачугах прямо среди свалки. Перед началом съёмок местные власти переселили людей оттуда в государственные постройки и снесли большинство лачуг. Кинокомпания выкупила оставшиеся хижины, огородила территорию и оборудовала площадь для съёмок. “Нам очень повезло, что мы нашли Чиавело, - говорит Бломкамп. – Я именно так себе и представлял место действия фильма”.  
 
“Говорю вам как африканец, когда ты попадаешь в такие общины, возникает масса эмоций, - рассказывает Шарлто Копли. – Это нельзя забыть, и не в хорошем смысле, но действительно есть люди, которые так живут, в этих хибарах. Когда мы работали в Совето, местные жители были нам очень рады, поскольку мы приносили им какой-то доход, пока снимали фильм”.

Где-то между миром людей и миром инопланетян находятся люди Обесанджо. Это нигерийский царёк, который является единственным, но абсолютно не благотворительным, источником контрабандных товаров для пришельцев. Его дом представляет собой некий микс всего африканского. Здесь есть и мини-бар, автомобильная разборка, а также традиционная медицинско-шаманская лавка. Куда бы здесь ни упал взгляд, всюду интересно – от костей животных и чучел до оружия и униформ.