2157 год. Двадцатилетний студент с планеты Земля, путешествуя по галактике, открывает новую планету — Саракш. Потерпев крушение и потеряв шанс вернуться назад, Максим оказывается в иной, неизвестной и непонятной ему цивилизации. Из прекрасного будущего, свободного и безопасного Мира Полудня, он возвращается в тоталитарную эпоху, даже о возможности которой современники Максима успели забыть. Из благополучного мира воплощенной утопии — попадает на искалеченную ядерной катастрофой планету, где живо прошлое во всех его уродливых чертах: военная диктатура, подавление личности, дезинформация и тотальный контроль.

Империей правит группа анонимных диктаторов — Неизвестных Отцов, которые контролируют население через систему башен-ретрансляторов. Их излучения туманят мозг и подавляют волю одних и посылают адскую боль другим. Здесь повсюду враги — внешние и внутренние. Здесь все еще помнят недавнюю разрушительную войну, новая готова вспыхнуть в любой момент, а шаткий мир не внушает радость. Здесь ходят строем, поют гимны и без жалости казнят тех, кто выбивается из рядов. Океан бороздят внушающие ужас белые субмарины, под землей обитает диковинная раса голованов, а зараженные радиацией города населены мутантами.

Но именно здесь Максим встречает друга и обретает любовь. Он вступает в бой против несправедливого и жестокого режима за свободу тех, кто ему дорог. За всех одурманенных жителей планеты Саракш. Он готов оспорить разумность и незыблемость законов, по которым они живут.

Ему предстоит пройти череду смертельно опасных испытаний и сделать выбор: нужно ли спасать этот, ставший ему родным, чужой мир, живущий по своим, неприемлемым для него, правилам. Он должен умереть и воскреснуть, найти и потерять, чтобы узнать: революция не поможет миру, где люди, не ведая о Вселенной, уверены, что живут на внутренней поверхности сферы и представить себе не могут другие миры и галактики.

Первый фильм Федора Бондарчука «9 рота», вышедший в 2005 году, собрал рекордный для России бокс-офис, получил все главные национальные кинопремии, выдвигался на «Оскар» и был продан во множество стран. Режиссер, актер и продюсер Федор Бондарчук — по праву один из лидеров нового русского кино. От него ждут не только мощного и захватывающего зрелища, но интересных художественных идей и актуального высказывания.

Свою вторую картину режиссер «Обитаемого острова» Федор Бондарчук вновь посвящает юному герою. В центре фильма — история молодого человека в самый важный момент его жизни: совершая подвиги и ошибки, этап за этапом он проходит сложный путь взросления, из просто хорошего парня становится настоящим мужчиной. Попав в экстремальные обстоятельства, он действует как настоящий молодой бунтарь и в итоге понимает, что простые решения ни к чему не ведут, что жизнь намного сложнее и что зрелость — это не качество возраста, а качество моральной ответственности, — говорит продюсер Александр Роднянский.

«Это история про опасность принятия простых решений: когда думаешь, что мир прост, начинаешь пытаться влиять на него. И вот эта самодовольная уверенность приводит к крушению одной иллюзии за другой. И когда герой растерян, а ему в лицо брошены упреки в полном непонимании и этого мира, и всех его обстоятельств: войны, инфляции, голода, разрухи, эпидемий, — только тогда герой поймет, что он часть этого мира».

«Обитаемый Остров» снят по культовому «антитоталитарному» роману всемирно известных писателей-фантастов Аркадия и Бориса Стругацких. И по постановочному размаху, и по объему вложенных средств этот проект не имеет пока аналогов в современном российском кино. Это первый русский фильм в жанре science-fiction action, с беспрецедентным по российским меркам бюджетом в $36,5 млн. Над cозданием уникального мира планеты Саракш работает международная команда блестящих профессионалов, в их числе — лучшие силы молодого поколения российских кинематографистов.

Режиссер Федор Бондарчук и продюсеры Александр Роднянский и Сергей Мелькумов поставили перед собой сложнейшую задачу: воплотить на экране рожденные грандиозной фантазией братьев Стругацких образы, не утратив при этом философской глубины оригинала. Роман «Обитаемый остров», написанный в 1968 году, сразу же приобрел статус культового и был переведен на десятки языков мира. Не было сомнений в том, что фантастический антураж — прикрытие для романа-антиутопии, острого и сурового высказывания авторов по поводу того типа государственного и социального устройства, при котором им довелось жить.

Со дня появления истории о Максиме Каммерере прошло без малого сорок лет. Но главные вопросы «Острова»: о границах личной свободы, способах порабощения человеческой воли, проблеме террора, праве вмешательства в жизнь независимых государств и многие другие — сегодня актуальны как никогда. По словам Бориса Стругацкого, «Обитаемый остров» — роман, идеальный для экранизации, «здесь есть всё: и острая ситуация, и настоящий герой, и социальная идея, и забойный сюжет. Широчайшие возможности снять фильм “для всех”».

«Классическая для братьев Стругацких история развития личности в убедительных фантастических обстоятельствах рассказана в зрелищной, увлекательной и динамичной кинематографической форме — живой, нервной, пульсирующей», — говорит продюсер «Обитаемого острова» Александр Роднянский. Год подготовительной работы, 11 месяцев сложнейшего съемочного периода и минимум год периода постпродакшн приведут к появлению захватывающего и глубокого фильма, бесспорно интересного современной молодой аудитории.

По технологическому оснащению проект уникален.
По размаху батальных сцен он сравним с оскароносным шедевром Бондарчука-старшего «Война и мир».
 
Съемки «Обитаемого острова» потребовали самый большой из используемых в 2007 году в мире комплект съемочной техники ARRI.
 
На площадке одновременно работали от четырех до шести камер, два мощнейших генератора, цифровой плейбэк, с помощью которого можно было посмотреть без перемотки любой снятый материал.

Несколько сцен в фильме — такой постановочной сложности, что их необходимо было снять с одного единственного дубля. Это стало возможным благодаря комплекту операторской техники, включавшему технокран с гиростабилизированной головкой и кран с двадцати двухметровой стрелой — один из самых больших кранов подобной конструкции.
 
Во время съемок длинных проходов или больших панорамных пролетов в картине задействовали так называемые «канатные дороги» — изобретение знаменитого оператора Сергея Астахова.
 
В павильонных съемках использовался, в частности, «боди маунт» — металлическая конструкция, закрепляющаяся на актере и позволяющая камере в точности повторять движения его тела. Во время павильонных съемок были так же использованы «хэндкрэнг» — система ручного управления кинокамерой, позволявшая оператору самостоятельно регулировать покадровую скорость, «скейтер», а также «тирекс» — объектив, с помощью которого можно получать перископическое изображение.
 
Работа по цветокоррекции началась прямо на площадке: в фильме использованы принципиально разные цветовые решения для передачи разных линий сюжета и действия, и уже на площадке оператор и режиссер знали, как должна выглядеть та или иная сцена.
 
Чтобы добиться особого визуального эффекта в эпизодах видений главного героя, в США по специальной технологии заливали пленку.
 
Почти 90% изображения будет обработано при помощи компьютера.
 
Мир «Обитаемого острова» населен не только людьми. Здесь живут и мутанты, и диковинная раса голованов — самые разнообразные особи, возникшие на Саракше после грандиозной ядерной катастрофы.
 
Создание этих персонажей потребовало особой технологии грима и использования аниматорики — в реализации данной задачи российской группе помогали специалисты из известной американской компании «Quantum Creation FX», работавшей, в частности, на проекте «Человек-паук».

Для работы с лицом и руками артистов, а также для нанесения завершающих штрихов на «состаренные» костюмы, гримерами и костюмерами использовалась специальная кинематографическая грязь — «L.S. Dirt». Свое название она получила благодаря картине Мела Брукса «Life Stinks», где была использована впервые.
 
Многочисленные трюки в фильме выполняют не только российские и зарубежные каскадеры, но и главные герои, которые прошли серьезную физическую подготовку.

«Кинематографический мир Саракша создан нами, — говорит режиссер Федор Бондарчук. — Вместе с концепт-дизайнером картины Кириллом Мурзиным мы придумали, нарисовали и материализовали целый новый мир: не только башни, интерьеры, костюмы и реквизит, но и пуговицы и знаки различия». Автомобили и боевые машины, агитация, указатели, вывески, Саракшский алфавит, книги, пишущие машинки — все, даже самые мелкие детали.
 
2 больших города: имперская столица и город мутантов — 6-ярусный город, основа которого была построена в декорациях. Целый парк футуристической техники. Всего 63 полностью сочиненных и построенных объекта, и это только в Крыму.

«Многие объекты были построены прямо на съемочной площадке, — рассказывает Федор Бондарчук. — И поскольку фильм заканчивается катастрофой — в финале происходит гигантский взрыв, то нам практически всё пришлось сжечь в кадре. Созданный нами мир уничтожен. Теперь он существует только в кино»
.