В прокате с 23 апреля 2009 года

Фантастический экшн «Обитаемый остров. Схватка» — второй фильм дилогии Федора Бондарчука по знаменитому роману Аркадия и Бориса Стругацких выходит в широкий прокат 23 апреля 2009 года.

Первый фильм дилогии «Обитаемый остров» посмотрело более 4,5 миллионов зрителей, он собрал рекордные для текущего прокатного периода 700 млн. рублей по итогам проката картины в России, Украине, странах СНГ и Балтии.

Корабль 20-летнего студента c Земли, пилота Группы Свободного Поиска терпит крушение на неизвестной планете. Шансов вернуться домой — нет.

В продолжении истории Максима Каммерера мы узнаем, удастся ли ему изменить враждебный мир планеты Саракш во имя дружбы, любви и справедливости. В поисках решения он оказывается солдатом элитной гвардии, террористом, заключенным и рядовым штрафбата, пилотирует гигантский дирижабль, попадает на белую субмарину и в эпицентр танкового сражения, встречается с людьми разных взглядов и убеждений, с мутантами, Колдуном и голованами. Максиму предстоит сделать сложный выбор: взяв на себя ответственность за судьбы тех, кто этого вовсе не ждет, оспорить разумность и незыблемость законов, по которым существует чуждый ему мир. В жестокой схватке он узнает иную правду, отличную от своей.

Продюсер Александр Роднянский о фильме «Обитаемый остров. Схватка»

«Второй фильм достаточно сильно отличается от первого. В нем есть внятная, прозрачно заявленная с самого начала драматургия, которая позволяет следить за линейным развитием сюжета и постоянным нарастанием темпа событий и перипетий. Cостав событий значительно более напряженный, эмоциональный и близкий к тому, что обычно формулируется как жанр «экшн» — впечатляющие боевые сцены, сложные драматические ситуации войны, заговора, гражданской междоусобицы. При этом сильна и лирическая линия — герою надо спасти девушку, свою любовь. В этом смысле фильм гораздо более демократичный, то есть легко понятный широкой аудитории.

Подназвание фильма — «Схватка» — наглядно иллюстрирует несколько уровней конфликта. Во-первых, индивидуального — у главного героя появляется главный антагонист, Странник. И, конечно, столкновение жизненных позиций, которое проявляется в диаметрально разном отношении наших персонажей к тому, что происходит в мире, где они обитают»
.

Режиссер Федор Бондарчук о фильме «Обитаемый остров. Схватка»

«Надеюсь, в “Обитаемом острове” нам удалось создать нового молодого героя, какого давно не знало русское кино. Это одна из сверхзадач нашего фильма. Любой человек в 20 лет ? бунтарь по натуре. И если это еще подогревается любовью, и ситуацией, в которой твою любовь у тебя отнимают, если при этом рядом с тобой человек — друг, который хороший внутри, но живет по совершенно другим правилам, и ты пытаешься изменить его, если все вокруг противится твоему естеству, то 20 лет твои — бунтарские. И если в тебе есть сила противостоять или сила изменить этот мир, то в 20 лет этот бунтарский дух выходит наружу, и тогда происходит то, что произошло с Максимом».

Борис Стругацкий, автор романа «Обитаемый остров»

«Что касается Василия Степанова, он представляется мне практически идеальным исполнителем: с его славной, слегка растерянной, улыбкой, с его непобедимой доброжелательностью к окружающим, с его нелепым (но таким покоряющим!) убеждением, что каждый встречный — добрый человек, бескорыстный, честный, достойный всяческой поддержки и помощи. В романе наш Мак Сим со временем становится все жестче. Научается видеть в окружающем мире не только доброту и честность, но и весь букет качеств людей Изуродованного Мира. Он научается делить их на друзей и врагов. Научается быть жестоким, если этого требует обстановка. Но этот процесс перевоспитания человека Мира Полудня в первой части фильма только-только намечается. Он должен развернуться и завершиться в части второй. И я с интересом жду, как это получится у авторов фильма». (Из интервью газете «Комсомольская правда»)

Марина и Сергей ДЯЧЕНКО, авторы сценария
Синопсис


2157 год.
Максим вырос на Земле — в мире, где побеждены болезни и голод, где нет войн, терроризма, где открыты новые возможности человеческого тела. Свободный поиск в космосе — обычное занятие для молодого землянина. После аварии космического корабля Максим оказывается на планете Саракш без надежды вернуться домой.

Здесь он находит друга, гвардейца по имени Гай, и встречает любовь — Раду, сестру Гая. Смешной чужак, Максим доверчиво исследует новый мир, который стал теперь его домом. То, что он узнает, приводит его в ужас.

Страна опутана системой башен-излучателей. Невидимое излучение оболванивает людей, заставляя верить всему, что им скажут.

Те, кто не поддается внушению, называются выродками. Обычное излучение на них не действует. Но когда излучатели включаются на полную мощность, выродки испытывают приступы адской боли.

Страной правят Неизвестные Отцы. Все они — выродки. А те из выродков, кто не сумел или не захотел пробиться во власть, назначены врагами. Их выявляют, травят, преследуют…

Максим — землянин — физическими возможностями превосходит любого жителя Саракша. Он умеет заживлять раны и сопротивляться радиации. И он — единственный, кто не поддается излучению. Поэтому на него объявляют охоту две противоборствующие силы: Умник, он же Государственный Прокурор, и Странник, глава Департамента специальных исследований. Он нужен обоим, но с разными целями.

Чтобы спастись, спасти друга и любимую, Максим должен изменить устройство мира. Он решает разрушить систему излучателей и освободить оболваненных людей. Силой захватив с собой Гая, он на украденном танке пробивается через армейские кордоны. Он хочет найти союзников за пределами известного мира, среди мутантов и врагов.

Максиму предстоит побывать в городе мутантов, встретиться с Колдуном, получить в подарок старинный имперский дирижабль и вместе с Гаем отправиться в Островную Империю — на поиски союзников в борьбе против Неизвестных Отцов. Дирижабль терпит крушение, Максим и Гай попадают в плен к береговой охране через несколько минут после того, как становится известно: началась война, атомная война, Неизвестные Отцы отдают приказ о вторжении на территорию соседнего государства. Максим и Гай мобилизованы, теперь они танкисты-смертники, но главная схватка этой войны еще впереди.

Максим — сила. Он должен разрушить центр излучения, чтобы марионетки Отцов превратились в мыслящих, свободных людей.

Он может это сделать. Но какой ценой?

«ОБИТАЕМЫЙ ОСТРОВ» — ЭТО:
• первый российский фильм в жанре sci-fi action — фантастический экшн
• лучшая экранизация прозы братьев Стругацких

«Получилась лучшая из всех экранизаций. Честь и хвала Федору Бондарчуку и его «банде» за честную, бесстрашную и невероятно трудную работу».
Борис Стругацкий, «Новая газета»

«Если бы я сам снимал картину, то добавить к ней по сравнению с фильмом режиссера Федора Бондарчука практически нечего».
Борис Стругацкий, РИА Новости

• самый масштабный российский кинопроект
Над созданием фантастического мира планеты Саракш трудилась международная команда высококлассных специалистов. В процессе работы над фильмом использовались новейшие компьютерные и съемочные технологии.

• самый обсуждаемый фильм сезона
Фильм вызвал серьезную дискуссию и стал важным событием культурной и общественной жизни страны. Лидер по упоминаниям и отзывам в российских СМИ.

Первое место в рейтинге главных тем дня в российской блогосфере в первые дни Нового года.

Первое место в рейтинге самых обсуждаемых фильмов — по итогам января 2009 года: более 40 000 записей в блогах и форумах рунета.

По статистике популярных поисковых систем (Яндекс, Google, Rambler) «Обитаемый остров» Федора Бондарчука — одно из наиболее часто запрашиваемых словосочетаний декабря'08—января'09 (более 500 тысяч записей и упоминаний).

• лидер новогоднего проката в условиях острой конкуренции
Совокупные сборы в России, Украине, странах СНГ и Балтии — 700 млн рублей. 4,5 млн зрителей.

• один из лучших стартов в новейшей истории российского кино
«Обитаемый остров» вошел в пятерку наиболее успешных стартов в новейшей истории российского кинематографа. Cборы в России и Украине за первый уикенд — 344 872 654 рубля.

• самый дорогостоящий российский кинопроект
Совокупный бюджет дилогии «Обитаемый остров» — 36,6 млн долларов.

• сильный бренд
«Обитаемый остров» нацелен на длительную коммуникацию с меняющейся аудиторией и расcчитан на долгую кинематографическую жизнь.

• премии и номинации
Исполнитель главной роли Василий Степанов стал актером года по версии канала World Fashion Channel. Среди претендентов на это звание, помимо Василия Степанова,  были Дмитрий Дюжев, Константин Хабенский и Гоша Куценко.

«Обитаемый остров» представлен в 5 номинациях на ежегодной премии MTV Movie Awards, среди которых номинации «Лучший фильм», «Лучший актер» и «Лучший злодей».

Концепт-дизайнер фильма Кирилл Мурзин и художник по костюмам Татьяна Мамедова выдвинуты на соискание Национальной кинематографической премии «НИКА» за 2008 год в номинациях «Лучшая работа художника» и «Лучшая работа художника по костюмам».

А также:

• В ноябре 2008 года в рамках Lexus Neo Couture была представлена коллекция haute couture «Обитаемый остров» — арт-проект художника по костюмам фильма Татьяны Мамедовой.

• 5 февраля фильм выпущен в формате DVD и Blu-ray общим тиражом 265 000 экз.

• Приобретены права на показ «Обитаемого острова» государственным телеканалом «Россия» и украинским каналом ICTV.

• Всемирно известное голливудское агентство William Morris Agency успешно ведет работу по продвижению фильма за рубежом.

В мае 2009 года ожидается выход графического романа «Обитаемый остров».

Первый российский комикс по знаменитому роману братьев Стругацких «Обитаемый остров» представляют продюсер Александр Роднянский, режиссер Федор Бондарчук, студия Артемия Лебедева и издательская группа «Олма Медиа Групп».

«В русской литературе практически не встречаются настоящие супергерои. Одним из немногих литературных персонажей, подходящих под это определение, является пилот Группы Свободного поиска Максим Каммерер из романа «Обитаемый остров», — объясняет продюсер фильма «Обитаемый остров» Александр Роднянский. — Мы понимаем, что пока в России никому еще не удалось создать по-настоящему популярный комикс. Для нас комикс «Обитаемый остров» — это эксперимент. Мы взяли лучшего художника, культовый советский роман и популярный фильм известного режиссера и попытались создать абсолютно новое произведение, которое должно стать настоящим прорывом в своем жанре».

Для создания комикса была привлечена дизайн-студия Артемия Лебедева. Автором рисунков выступил Почтенный Стирпайк. Раскрасил комикс колорист Доминик Хайлиг.

Комикс «Обитаемый остров» создан на основе романа братьев Стругацких и фильма режиссера Федора Бондарчука. Тем не менее, он является самостоятельным художественным произведением. Почтенный Стирпайк придерживался визуального стиля фильма лишь в общих чертах. В его задачу входило создание своего собственного, не похожего ни на чей другой, мира планеты Саракш. Комикс "Обитаемый остров" выполнен в традиции графического романа с элементами японской манги.

О проекте:

Свою вторую после «9-ой роты» картину режиссер «Обитаемого острова» Федор Бондарчук вновь посвятил юному герою. В центре фильма — история молодого человека в самый важный момент его жизни: совершая подвиги и ошибки, этап за этапом он проходит сложный путь взросления, из просто хорошего парня становится настоящим мужчиной. Попав в экстремальные обстоятельства, он действует как настоящий молодой бунтарь и в итоге понимает, что «простые решения ни к чему не ведут, что жизнь намного сложнее и что зрелость — это не качество возраста, а качество моральной ответственности», — говорит продюсер Александр Роднянский.

Главный герой — 20-летний Максим Каммерер случайно оказывается на неизвестной обитаемой планете Саракш. Ему предстоит пройти череду смертельно опасных испытаний и сделать выбор: нужно ли спасать этот, ставший ему родным чужой мир, живущий по своим, неприемлемым для него правилам. Он должен умереть и воскреснуть, найти и потерять, чтобы узнать: революция не поможет миру, где люди, не ведая о Вселенной, уверены, что живут на внутренней поверхности сферы и не могут поверить в другие миры и галактики.

«Это история про опасность принятия простых решений: когда думаешь, что мир прост, начинаешь пытаться влиять на него. И вот эта самодовольная уверенность приводит к крушению одной иллюзии за другой. И когда герой растерян, а ему в лицо брошены упреки в полном непонимании и этого мира, и всех его обстоятельств: войны, инфляции, голода, разрухи, эпидемий, — только тогда герой поймет, что он часть этого мира».
(Из интервью А.Роднянского «Российской газете»)

«Обитаемый остров» снят по культовому «антитоталитарному» роману всемирно известных писателей-фантастов Аркадия и Бориса Стругацких. И по постановочному размаху, и по объему вложенных средств этот проект не имеет пока аналогов в современном российском кино. Это первый русский фильм в жанре science-fiction action, с беспрецедентным по российским меркам бюджетом в $36,6 млн. Над cозданием уникального мира планеты Саракш работает международная команда блестящих профессионалов, в их числе — лучшие силы молодого поколения российских кинематографистов.

Режиссер Федор Бондарчук и продюсеры Александр Роднянский и Сергей Мелькумов поставили перед собой сложнейшую задачу: воплотить на экране рожденные грандиозной фантазией братьев Стругацких образы, не утратив при этом философской глубины оригинала. Роман «Обитаемый остров», написанный в 1968 году, сразу же приобрел статус культового и был переведен на десятки языков мира. Не было сомнений в том, что фантастический антураж — прикрытие для романа-антиутопии, острого и сурового высказывания авторов по поводу того типа государственного и социального устройства, при котором им довелось жить.

Со дня появления истории о Максиме Каммерере прошло без малого сорок лет. Но главные вопросы «Острова»: о границах личной свободы, способах порабощения человеческой воли, проблеме террора, праве вмешательства в жизнь независимых государств и многие другие — сегодня актуальны как никогда. По словам Бориса Стругацкого, «Обитаемый остров» — роман, идеальный для экранизации, «здесь есть всё: и острая ситуация, и настоящий герой, и социальная идея, и забойный сюжет. Широчайшие возможности снять фильм “для всех”».

Три года работы: подготовительный этап, 11 месяцев сложнейшего съемочного периода и полтора года периода постпродакшн — привели к появлению захватывающего и глубокого фильма, бесспорно интересного современной молодой аудитории.

Создатели о проекте:

Продюсер Александр Роднянский:
«Мы собираемся предложить новое качество зрелища. Но я бы не хотел, чтобы о фильме судили по масштабу бюджета. Да, это серьезный дорогостоящий проект — потому что нам необходимо убедительно создать очень сложный новый мир, и это требует денег. Но мы не конкурируем с технологичными американскими историями. Мы экранизируем российскую литературную классику. Прежде всего, для своей аудитории. И если получится универсально понятный фильм — будем счастливы».

Режиссер-постановщик Федор Бондарчук:
«В “Обитаемом острове” нам удалось создать нового молодого героя, какого давно не знало русское кино. Это одна из сверхзадач нашего фильма. Любой человек в 20 лет ? бунтарь по натуре. И если это еще подогревается любовью, и ситуацией, в которой твою любовь у тебя отнимают, если при этом рядом с тобой человек — друг, который хороший внутри, но живет по совершенно другим правилам, и ты пытаешься изменить его, если все вокруг противится твоему естеству, то 20 лет твои — бунтарские. И если в тебе есть сила противостоять или сила изменить этот мир, то в 20 лет этот бунтарский дух выходит наружу, и тогда происходит то, что произошло с Максимом».

Авторы сценария Сергей и Марина Дяченко:
«Максим Каммерер — позитивный образ человека-действия, человека-совести и нашего современник. Он же пацан совсем. Дерзкий, отчаянный — настоящий романтик: он ломает все, он ищет свое, ему говорят нельзя, а он делает. В финале Максим прекрасно понимает, каких дров наломал. Но у него своя правда. Пока я жив, — говорит он, — не дам построить на этой земле новый Центр! Это манифест, и нельзя не уважать эту позицию. Поиск и обретение мудрости — одна из главных тем фильма».

Оператор-постановщик Максим Осадчий:
«Мы очень долго и тщательно готовились к съемкам «Обитаемого острова» — пересмотрели множество фильмов. Но в процессе работы заранее придуманная стилистика менялась, и материал получился абсолютно не таким, каким мы видели его ранее. Наш мир, безусловно, оказался совершенно отдельным и ни на что не похожим. И, наверное, он никого не удивит так сильно, как удивляет нас самих».

Супервайзер компьютерной графики Леонид Волосатов:
«Задачи здесь ставились чрезвычайно увлекательные. Сделать все инопланетным, но узнаваемым. «Сделайте мне не какой-то космический, а такой нормальный, человеческий, обычный… инопланетный взрыв», — просил Федор. Вот мы и делаем. Графики в фильме много, идеи самые неожиданные. И мы старались никогда не говорить друг другу «нет». Были подробные эскизы, раскадровки. Во время съемки первого мастер-плана сразу изготавливался тестовый кадр, который показывал цветокоррекцию и приблизительные эскизы, все делалось прямо на площадке. Во время всего съемочного периода присутствовал я и сотрудники нашей компании. Все делалось в режиме онлайн и все это показывалось режиссеру и актерам, чтобы было понятно, что, кому и зачем».

Концепт-дизайнер Кирилл Мурзин:
«Мы начинали делать картину в жутком холоде, на побережье, где гуляли сильные ветры, и возводить что-то в столь суровых климатических условиях было непросто. Пожалуй, самое сложное было зацепиться за обмороженный бетон, который торчал из земли. Работа была дикой по сложности, потому что 7–8 объектов одновременно строились в разных местах Крыма разными группами. Все это привозилось, монтировалось, радикально переделывалось. Что касается сцен с погонями на автомобилях, то для съемок нужны были не выставочные экспонаты, а реальные машины, которые должны были ездить и иногда выполнять трюки. Конечно, все машины строились не с нуля, а на базе существующих кузовов. Нам пришлось закатать рукава и лично взяться за доводку автомобилей до нужного состояния. Даже Федор Сергеевич красил эти машины».

Художник по костюмам Татьяна Мамедова:
«Сначала я принесла Федору радикально конструктивистские эскизы в стиле Родченко и Малевича, и они ему совершенно не понравились. При этом он продолжал в меня верить, и мы начали искать более «земное» решение — мир будущего, но не с острыми углами, а с мягкими линиями. Для Рады было очень много вариантов — порядка 15 эскизов. Но постепенно от костюмов, чем-то напоминавших стиль «Аэлиты», мы пришли к сексуальным, но при этом элегантным классическим формам. Теперь Рада, если иметь в виду известные ассоциации, похожа на Одри Хепберн. Планета Саракш представлялась мне некой территорией вне времени и пространства — таким параллельным миром. Костюмы главных героев я решала в духе минимализма. Старалась сделать их изобретательными, но при этом очень простыми — чтобы, с одной стороны, они были понятны и приятны для рассматривания, для созерцания, а с другой — чтобы они не отвлекали от актерской игры. Для меня работа над этим фильмом явилась одновременно эмоциональным процессом и реализацией всех моих мечтаний, всех надежд, которые я связывала со своим будущим — некий мистический опыт».

Технологии.

По технологическому оснащению проект уникален.

По размаху батальных сцен он сравним с оскароносным шедевром Бондарчука-старшего «Война и мир».

Съемки «Обитаемого острова» потребовали самый большой из используемых в 2007 году в мире комплект съемочной техники ARRI.

На площадке одновременно работали от четырех до шести камер, два мощнейших генератора, цифровой плейбэк, с помощью которого можно было посмотреть без перемотки любой снятый материал.

Несколько сцен в фильме — такой постановочной сложности, что их необходимо было снять с одного единственного дубля. Это стало возможным благодаря комплекту операторской техники, включавшему технокран с гиростабилизированной головкой и кран с двадцати двухметровой стрелой — один из самых больших кранов подобной конструкции.

Во время съемок длинных проходов или больших панорамных пролетов в картине задействовали так называемые «канатные дороги» — изобретение знаменитого оператора Сергея Астахова.

В павильонных съемках использовался, в частности, «боди маунт» — металлическая конструкция, закрепляющаяся на актере и позволяющая камере в точности повторять движения его тела. Во время павильонных съемок были так же использованы «хэндкрэнг» — система ручного управления кинокамерой, позволявшая оператору самостоятельно регулировать покадровую скорость, «скейтер», а также «тирекс» — объектив, с помощью которого можно получать перископическое изображение.

Работа по цветокоррекции началась прямо на площадке: в фильме использованы принципиально разные цветовые решения для передачи разных линий сюжета и действия, и уже на площадке оператор и режиссер знали, как должна выглядеть та или иная сцена.

Чтобы добиться особого визуального эффекта в эпизодах видений главного героя, в США по специальной технологии заливали пленку.

Почти 90% изображения обработано при помощи компьютера.

Мир «Обитаемого острова» населен не только людьми. Здесь живут и мутанты, и диковинная раса голованов — самые разнообразные особи, возникшие на Саракше после грандиозной ядерной катастрофы.

Создание этих персонажей потребовало особой технологии грима и использования аниматорики — в реализации данной задачи российской группе помогали специалисты из известной американской компании «Quantum Creation FX», работавшей, в частности, на проекте «Человек-паук».

Для работы с лицом и руками артистов, а также для нанесения завершающих штрихов на «состаренные» костюмы, гримерами и костюмерами использовалась специальная кинематографическая грязь — «L.S. Dirt». Свое название она получила благодаря картине Мела Брукса «Life Stinks», где была использована впервые.

Многочисленные трюки в фильме выполняют не только российские и зарубежные каскадеры, но и главные герои, которые прошли серьезную физическую подготовку.

«Кинематографический мир Саракша создан нами, — рассказывает режиссер Федор Бондарчук. — Вместе с концепт-дизайнером картины Кириллом Мурзиным мы придумали, нарисовали и материализовали целый новый мир: не только башни, интерьеры, костюмы и реквизит, но и пуговицы, и знаки различия. Автомобили и боевые машины, агитация, указатели, вывески, Саракшский алфавит, книги, пишущие машинки — всё, даже самые мелкие детали. Два больших города: имперская столица — 6-ярусный город, основа которого была построена в декорациях, и город мутантов. Целый парк футуристической техники. Всего 63 полностью сочиненных и построенных объекта, и это только в Крыму.

Многие объекты были построены прямо на съемочной площадке. И поскольку фильм заканчивается катастрофой — в финале происходит гигантский взрыв, то нам практически всё пришлось сжечь в кадре. Созданный нами мир уничтожен. Теперь он существует только в кино».

Цифры:

222 съемочных дня (съемочный период: 14 февраля — 20 декабря 2007 года)
от 4 до 6 камер, одновременно работавших на площадке
120 километров пленки и около 6500 минут отснятого материала
70 объектов
4 000 планов
20 000 дублей
7 000 человек массовки
3 000 костюмов и 400 комплектов украшений
400 пар сшитой для фильма обуви
450 килограммов грима
13 особым образом сконструированных танков (из них 9 танков типа Т-64 и Т-60, 3 БТР и 1 новый БТР «Гром»)
300 стволов специально созданного «саракшского» огнестрельного оружия
рекордное количество пиротехники (суммарный пиротехнический заряд составляет 1,5 тонны в тротиловом эквиваленте).