Если бы фильм «Римская кольцевая дорога» Джанфранко Рози не был бы удостоен «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля, на него вряд ли бы обратили внимание прокатчики всего мира. Не дошла бы эта картина и до украинских экранов.

Тем более что документальные ленты в нашем прокате появляются крайне редко — по две-три в год.

Фильм этот, конечно же, примечателен своими художественными качествами. Сколь бы ни были банальны его персонажи — преподнесены они здесь оригинально. А деликатно вплетённая в сюжет притча о нашей цивилизации показывается здесь ненавязчиво и хлёстко.

Однако среди достоинств «Римской кольцевой…» нет ничего, что бы нельзя было сказать о других добротных документалках, которые проходят на фестивалях незамеченными. Победу этой картины в Венеции одни критики объясняют конъюнктурой. Другие — желанием членов жюри выпендриться и заявить на весь мир, что «итальянское кино вновь в расцвете», раз собирает столь престижные награды. Ведь «Золотого льва» режиссёр «Римской кольцевой…» получил из рук легендарного итальянца Бернардо Бертолуччи.

Но предоставим право поставить окончательную оценку этому фестивальному происшествию потомкам. Если «великое видно издалека», то мелкое издалека — становится незаметным. Так, например, растворился во времени фильм Софии Копполы «Где-то», получивший «Золотого льва» четыре года назад. То же можно сказать и о михалковской ленте «Урга:Территории любви», которая триумфовала в Венеции в 1991 году. Если в своё время эти картины встречали аплодисментами, то сегодня — их мало кто вспоминает. Так что лишь спустя годы можно будет окончательно опровергнуть или согласиться с правильностью присуждения «Золотого льва» именно «Римской кольцевой…».

В карьере Джанфранко Рози эта картина — четвёртая полнометражная режиссёрская работа. Предыдущие его фильмы номинировались на награды Европейской киноакадемии, Венецианского кинофеста и «Санденса». Словом, режиссёр он признанный и уважаемый в кругах европейских документалистов.

Главное в «Римской кольцевой дороге» — подтексты и альтернативные прочтения. Как только улавливаешь их — картина сразу оживает и наполняется пёстрыми сюжетами. Например, в оригинале название фильма звучит, как «Sacro Gra», что перекликается со «Святым Граалем».

Лейтмотив картины — работа ботаника, который сканирует пальмы на наличие жучков. Насекомые пожирают деревья, не оставляя им шансов на жизнь. Сравнение этих жучков с людьми выглядит слишком прямолинейно, чтобы не показаться наивным. Так же, как и проворные жуки — люди, живущие по соседству с этими пальмами вдоль римской окружной, собираются в общины, оплодотворяют друг друга и разбегаются кто куда до следующей оргии. Сексуальный мотив здесь возведён в значение главного, на чём держится общество.

Если в древности Рим населяли полубоги, бравые цезари и бессмертные герои, то сегодня — какие-то случайные люди, которых и сравнить-то больше не с кем, кроме, как с жучками. Так что, описывая сегодняшний Вечный город, чаще приходится цитировать не Сенеку, а Кафку.

И всё же в каждом из персонажей этой картины прощупывается вечный архетип. Например, философ, живущий в безликой многоэтажке на окраине, своими многословными рассуждениями напоминает древнего софиста. Аристократ, тщательно хранящий свидетельства своего именитого рода (и ничем кроме этого, в общем-то, и не занимающийся) — словно отголосок эпохи Возрождения. Рыбак, живущий с эмигранткой из Украины, словно апостол Пётр, а постаревшая проститутка — потасканная копия Марии Магдалены.

В принципе, подобного рода чудаками наполнены окружные любого другого большого города если не во всём мире, то в Европе уж точно. Но лишь только потому, что в этом фильме речь идёт о Риме — в каждом из персонажей ленты невольно высматриваешь что-то нетленное, вечное. Ведь город этот был построен на вечных ценностях. А фильм Рози показывает, что сегодняшняя эпоха ничего к этой вечности не добавила, а лишь научилась продавать её в розницу.

Автор — Антон Филатов