Уилл Феррелл и Джон С. Райли, прежде снимавшиеся вместе в фильме «Рикки Бобби: Король дороги», исполняют главные роли в фильме «Сводные братья» режиссёра Адама Маккея («Рикки Бобби: Король дороги», «Телеведущий»).

В «Сводных братьях» Феррелл играет Бреннана Хаффа, тридцатидевятилетнего человека, который работает от случая к случаю, продолжая жить с матерью Нэнси (Мэри Стинберген). Райли играет Дэйла Добэка, сорокалетнего мужчину, безработного и живущего с отцом Робертом (Ричард Дженкинс). Когда Роберт и Нэнси женятся и решают жить вместе, Бреннан и Дэйл становятся сводными братьями. Их самовлюбленность и откровенная лень ставит под угрозу счастье «молодой» семьи, и тогда эти незрелые мальчики-переростки средних лет решают осуществить безумный и хитроумный план, чтобы вновь соединить родителей. Однако им придется заключить неожиданное соглашение, ради которого, может быть, – но только может быть  – они наконец-то уйдут из родительского дома.


Не было бы счастья, да несчастье помогло

Уилл Феррелл, исполняющий главную роль в фильме «Сводные братья», характеризует  главных героев картины как взрослых мужчин, страдающих задержкой развития: «Дэйл и Бреннан так и не смогли перерасти свои подростковые представления о том, что такое хорошо, и о том, чем заняться, когда они станут взрослыми, и как развлекаться в свободное время. Исследовать их внутренний мир было невероятно весело. Только представьте: в сорок лет вы становитесь  тем самым человеком, каким представляли себя в тринадцать».

Фильм «Сводные братья» вновь собрал Уилла Феррелла, Джона С. Райли и режиссера и автора сценария Адама Маккея на одной съемочной площадке, впервые после успешной работы трио над популярной комедией «Рикки Бобби: Король дороги». Едва закончив съемки «Рикки Бобби», Феррелл, Маккей и Райли решили повторить удачный опыт совместного творчества. «Мы собрались за обедом и быстренько набросали свои идеи», - вспоминает Феррелл.

На той встрече Феррелл, Маккей и Райли действительно набросали «огромное количество новых идей, достаточно основательных, но в то же время, несколько сдержанных», как говорит Маккей. Попытавшись найти идеальный вариант истории на следующий день, Маккей, обнаружил, что вдохновение уже ушло. «Вдруг кто-то упомянул двухэтажные детские кровати, и я понял: «Вот оно!». Двое взрослых парней все еще живут с родителями-одиночками, которые решают пожениться. И «детям» приходится делить комнату», - говорит он.

«Едва услышав об этой идее, мы тут же на нее согласились», - добавляет Райли. – «Только представьте: что, если ваши дети никогда не смогли бы повзрослеть и продолжали жить с вами. Ну, то есть, я, конечно, люблю своих детей, но очень надеюсь, что они вырастут и будут жить самостоятельно».

«Что вы будете делать, если ваши дети решат несколько задержаться в отчем доме?» - спрашивает продюсер картины Джадд Апатоу. – «Ричард Дженкинс и Мэри Стинберген играют родителей. Самое смешное – это то, что они, и правда, не знают, как быть в таких случаях. На самом деле, в подобных ситуациях оказываются многие родители».

«Поначалу Бреннан и Дэйл относятся друг к другу с большим подозрением. Оба они не в восторге от неожиданного поворота событий, - говорит Феррелл. - Но все меняется, когда Дэйл встречает младшего брата Бреннана, Дэрека, который как-то раз приходит домой на семейный ужин. Дэрек - полная противоположность Бреннану. Он успешен, красив, у него все идет как по маслу. И всю жизнь Бреннану от него достается. Дэйл принимает сторону Бреннана, после чего они становятся лучшими друзьями».

Райли так объясняет природу эгоцентризма своего персонажа: «Дэйл представляет собой крайний случай задержки развития. Его отец - врач, поэтому необходимости работать у него никогда не возникало. Он делает только то, что ему нравится:  остальное его попросту не интересует. Дэйлу нравится играть на барабанах, стрелять из рогатки, заниматься карате и пускать фейерверки. Он считает, что имеет все необходимое для счастья, и работать вовсе  не за чем».
 
В центре фильма - «дети», однако Феррелл считает, что основной конфликт происходит между двумя другими персонажами: «Начав писать историю, мы придумали множество вариантов ссор и драк между братьями и вспомнили много смешных случаев из юности», - говорит Феррелл. – «Но по ходу работы мы поняли, что ближе нам как раз родители».
 
Маккей рассказывает, что первый этап их совместной работы с  Ферреллом – импровизация. «Как будто мы находимся на сцене: он персонаж, я персонаж, и мы постоянно меняемся ролями», - говорит режиссер и автор сценария. – «Главная цель - придумать нечто такое, что заставит другого рассмеяться. Мы меняемся ролями, набрасываем идеи. Я ложусь на пол, озвучиваю все, что приходит мне в голову, а Уилл печатает. Он додумывает то, о чем я говорю, а затем мы меняемся местами: я переписываю сцены, а он садится на диван и подрасывает безумные идеи».

«Я знаю Адама уже 12 лет», - говорит Феррелл. – «Мы одновременно пришли в шоу «Субботним вечером в прямом эфире». Он долго работал импровизатором и шоу-меном, прежде чем начал писать. Я думаю, это  и повлияло на его режиссерскую манеру. Это дало ему больше свободы».
 
«Мне нравится работать с Уиллом и Адамом, потому что они самые приятные ребята в киноиндустрии», - говорит продюсер картины Джадд Апатоу. – «Они действительно смешные и  им правда нравится делать кино. Они смешат друг друга, и от этого все на съемочной площадке в место чувствуют себя отлично. Честно говоря, когда я снимаю кино и возникает какой-то вопрос, я спрашиваю себя: «А что бы в таком случае сделал Адам Маккей?»
Работая над сюжетом, Феррелл и Маккей поставили перед собой задачу сделать одинаковых с виду персонажей разными внутри. Именно это было интересным для них с актерской точки зрения. «Джон играет Дэйла. Это человек, который любит все планировать. У него есть деловая хватка, но при этом никудышние идеи»
, - шутит Феррелл. – «Именно Дэйл - инициатор всего происходящего. Бреннан - более чувствительный малый, говорит чуть мягче. Он считает себя прекрасным певцом, но, конечно же, ужасно боится петь на публике».

«Мы опирались на эти идеи, создавая персонажей и прописывая все сцены. Но время от времени герои менялись местами», – продолжает Феррелл. – «Мне это ужасно нравится – как в персонажах, так и в фильме в целом. Бреннан иногда становится лидером, а Дэйл идет за ним. Мне кажется, так гораздо интереснее».

Когда сценарий был готов, Феррелл и Райли начали работу над ролями, постепенно оживляя персонажей. «Я возвращался домой и частенько наблюдал за тем, как ведут себя дети, когда не получают того, чего хотят, или за их мелкими раздорами. Это мне здорово помогло», - говорит Райли. – «И, хотя фильм и рассчитан на взрослую аудиторию, в нем много невинных и милых моментов».

«Герои, с одной стороны, дополняют друг-друга, а с другой – помогают друг-другу раскрыться», – добавляет Маккей. – «По идее, они и встретиться-то не должны были. Но чудеса случаются…».

Каким бы захватывающим ни был съемочный процесс, создание фильма – это, прежде всего, огромная ответственность. «На съемках этого фильма не было легких дней», – говорит Райли. – «Ты мог проснуться с мыслью: «Да у меня в этой сцене всего две строчки, работа не бей лежачего». И спустя несколько часов обнаружить, что твоя роль вдруг значительно увеличилась. На съемочной площадке всегда приходиться быть во всеоружии».

Мы – одна семья

Когда персонажи Феррелла и Райли уже практически состоялись как личности, создатели фильма перешли к решению следующей задачи. Дэйлу и Бреннану предстояло найти «настоящих» родителей. В конце концов, именно родители должны были стать проводниками во внутренний мир Дэйла и Бреннана.

Мэри Стинберген исполняет роль Нэнси Хафф. Феррелл был рад новой возможности (после комедии «Эльф») сыграть вместе с этой обладательницей «Оскара». «В «Эльфе» я играла его мачеху», – говорит Стинберген. – «На этот раз я примерила на себя роль матери Уилла. Это был потрясающий опыт. Очень весело. Сложнее всего было доиграть дубль до конца и не рассмеяться».

«В «Эльфе» мой герой просто заглядывал в этот мир, так что у меня не было возможности напрямую взаимодействовать с персонажем Мэри. Наблюдать за ее работой в этой комедии было крайне увлекательно. Ей всегда удавалось подбирать правильную интонацию. Чтобы на что-то сподвигнуть этих ребят, нужно обращаться с ними пожестче», - вспоминает Феррелл.

«Мэри - очень приятный и милый человек. Она нежная и деликатная. Поэтому обращаться с ней грубо или слышать грубости от нее было довольно странно и потому невероятно смешно»
, - говорит Райли.

«Почему-то все просто лопались со смеху, когда я говорила какие-нибудь непристойности», – улыбается Стинберген. – «Я бы ни за что не поменялась местами ни с одной актрисой на свете. Ни о чем другом и мечтать нельзя было! Каждый новый день был приключением. Я понятия не имела, что случится в следующий момент. К тому же, я та еще хохотушка, так что лучшего места для меня было просто не найти».

Приобретя навык импровизации в телешоу «Усмирите свой энтузиазм» (“Curb Your Enthusiasm”), Стинберген была готова к совместной работе с Ферреллом, Райли и Маккеем. «Они сказали, что им нравится импровизация на съемочной площадке», – говорит Стинберген. – «Мне это по душе. Мы импровизируем в шоу Ларри Дэвида, да и в юности я много уделяла этому внимания».

Ричард Дженкинс играет в «Сводных братьях» Роберта Добэка, отца Дэйла. Зрителю Дженкинс знаком по роли умершего главу семейства в фильме «Клиент всегда мертв», а также по запоминающимся комическим ролям в фильмах Дэвида О. Рассела «Взломщики сердец» и «Не будите спящую собаку».

Дженкинс был очень рад возможности поработать со Стинберген: он был ее давним поклонником. «Когда я услышал, что она будет играть Нэнси, я подумал: «Бог мой, как здорово!», – говорит Дженкинс. – «Нам было очень весело. Она все время была рядом. Она такая красивая, такая смешная, такая милая».

Дженкинс рассуждает о том, каким образом «дети» выросли абсолютно безответственными людьми именно благодаря родителям: «Роберт всю жизнь был далек от своего сына. Он знал, что существуют определенные проблемы, но никогда ими не занимался. Ситуация изменилась, и ему приходится эти проблемы решать. И он просто не способен этого сделать. За последние 40 лет он научился не обращать внимания на своего сына, а теперь, когда он вынужден этим заняться, у него ничего не выходит».

«Ричард Дженкинс всегда заставлял нас смеяться, мы уважаем его как актера», – говорит Апатоу. – «Он работал с братьями Коэн и Вуди Алленом. Он снимался в фильме «Клиент всегда мертв». Его присутствие сразу всех мобилизует. Каждый думает: «Я должен сегодня хорошенько поработать, ведь здесь сам Ричард Дженкинс».

Кэтрин Хан играет в «Сводных братьях» Элис, разочарованную жену второго сына Нэнси, Дэрека. После долгих лет оскорблений, мелких ссор, жизни в тени мужа, она готова к тому, чтобы освободиться. И, когда Дэйл начинает обижать ее мужа, она позволяет эмоциям вырваться наружу и ведет себя самым неожиданным образом.

«Эта женщина абсолютно беззащитна. Ее все обижают – и муж Дэрек, и дети.  Она находит спасение в объятьях Дэйла Добэка», – говорит Хан. – «Между ними возникает настоящая любовь».

Хан работала с Маккеем и Ферреллом над фильмом «Телеведущий»: «У меня была очень маленькая, но очень веселая роль. Я играла Хелен, помощницу Виктории Корнингстоун. Но в этом фильме я бы снялась хоть в массовке: на площадке происходило такое, что я поверить не могла».

А на площадке происходило вот что: актеры сами могли решать, как должен вести себя их персонаж в той или иной ситуации: «Один из множества талантов Адама – его способность создавать атмосферу свободы. Во время съемок каждый чувствует, что он способен на все. Это чувство словно открывает в голове какую-то дверку. Ты ничего никому не должен и можешь делать все, что приходит тебе на ум».

«Кэтрин бесстрашный человек», – говорит Райли. – «Возможно, она самая бесстрашная актриса из всех, с кем я когда-либо работал. Она очень похожа на меня, на Уилла, на Адама: если попадается что-то смешное, мы выжмем из этого все. Мы не остановимся и не скажем: «Ладно, это уже перебор». Мы будем выжимать из ситуации все, что можно, и неважно, куда это приведет. Здорово, что Кэтрин такая же, как мы».
Мужа Хан и брата Феррелла играет Адам Скотт, который в настоящее время снимается в сериале «Скажи мне, что меня любишь». Скотт был очень рад сыграть с комедийным дуэтом Феррелла и Маккея: «Эти ребята – самые смешные на свете. Они веселые и, к тому же, очень милые. Это было здорово».

О создании фильма

Для создателей фильма главной целью было тонко, не слишком тонко и совершенно недвусмысленно указать на то, что Дэйл Добэк и Бреннан Хаф отказались взрослеть. Художник-постановщик Клейтон Хартли и художник по костюмам Сьюзан Мэтсон работали вместе с Маккеем, Ферреллом и Райли над  созданием образов, которые помогут раскрыть характеры героев.

Мэтсон вновь присоединяется к команде после работы над фильмом «Рикки Бобби: Король дороги». Кстати, именно Мэтсон выбрала один из самых странных костюмов того фильма - розовую футболку Рикки Бобби, которая так понравилась Ферреллу, что он надел ее на премьеру фильма.
 
«Я всегда ищу интересные футболки, даже когда не работаю ни над каким фильмом», – говорит Мэтсон. – «Когда я бываю в других городах, я всегда захожу в недорогие магазинчики, в секонд-хенды, а не в шикарные бутики. К тому же, я часто бываю на eBay, ищу там разные вещи. В фильмах, где люди носят современную одежду, очень трудно сделать с ней что-то особенное, но мне все равно нужно подчеркнуть индивидуальность каждого персонажа. Один из способов это сделать – подобрать герою уникальную, классную футболку».

Перед Мэтсон стояли две конкретные задачи. Во-первых, сделать так, чтобы два, на первый взгляд, одинаковых персонажа – Дэйл и Бреннан – отличались друг от друга по характеру.
 
«Бреннан немного мягче, чем Дэйл. Он еще больший маменькин сынок, чем его брат, поэтому я сделала его футболки более нежными», – смеется Мэтсон. – «Например, он носит лиловую футболку, на которой нарисована бегущая лошадь. И еще у него есть футболка с фотографиями мест детского отдыха, что намекает на то, что он живет со своей мамочкой. Дэйл же носит футболки, которые говорят, например, о том, что он интересуется боевыми искусствами, а в начале фильма у него винтажная футболка с мастером Йодой.

«У Адама Маккея есть одна великолепная черта: он всегда поддерживает людей с абсурдным чувством юмора», – продолжает Мэтсон. – «Если шутка тонкая, и если я могу ее обосновать, он всегда на нее согласится».
Мэтсон приводит пример шутки, которая не вошла в фильм, но все же отлично характеризует ситуацию: «Я дала Уиллу клетчатые рождественские штаны и носки – те, что в праздник надевают дети. Уилл заправил штаны в носки, что очень рассмешило всю съемочную площадку. Этой сцены нет в фильме, но по-моему, эти носки очень подошли персонажу Уилла».

 «Сводные братья» – это уже пятая совместная работа художника-постановщика фильма Клейтона Хартли и Уилла Феррела, и, с постановочной точки зрения, это, возможно, их самый показательный фильм.  В  фильмах «Телеведущий» и «Полупрофи» они воссоздавали мир 1970-х. Фильмы «Бей и кричи» и «Рикки Бобби: Король дороги» были связаны с миром футбола и гонками «Нэскар». Действие же фильма «Сводные братья», за исключением некоторых сцен, происходит в одном доме в Лос-Анджелесе. Целью Хартли было сделать декорации, которые подчеркнули бы то, что герои застряли в своем детстве. Я в то же время эти декорации не должны были перетягивать на себя внимание.
 
«Декорации в фильме не смешные. Смешные в фильме Уилл Феррелл, Адам Маккей и Джон С. Райли», – говорит Хартли. – «Мы хотели чуть-чуть это подчеркнуть, не перегибая палку, создать атмосферу, которая соответствовала бы персонажам, усиливая комизм, а не разрушая его. Как мы это сделали? Разбросали кучу барахла, как делают подростки. Подросток оставит свой велосипед на дороге, куртку в коридоре, пустые упаковки от еды у себя в комнате. Это те самые маленькие детали, благодаря которым этот дом стал похож на место, где живут двое детей».

Однако это вовсе не значит, что у декораторов не было простора для творчества. Комната парней – это смесь подростковых воспоминаний всей съёмочной группы. Декоратор Кейси Холленбек наполнил комнату тем, что Хартли назвал «кучей дурацкого  барахла». Это и сказочное снаряжение с мечами, и коллекция пивных банок, и плакаты с рок-группами и сексуальными девушками, которые висят на стенах у всех подростков.

Подробнее о фильме Сводные братья