Режиссер Зак Снайдер в свои 41 почти дебютант. "300 спартанцев" - всего вторая его полнометражная картина. Но он уже успел заработать репутацию и скандалиста (ушел со съемочной площадки фильма S.W.A.T.), и профессионала с новым жанровым видением, от которого всего можно ожидать. Его первый фильм "Рассвет мертвецов" - ремейк хоррора Джорджа А. Ромеро - взялся презентовать интеллектуальный Каннский фестиваль. "300 спартанцев" чествовали на Берлинале. Именно там с Заком Снайдером пообщался Юрий Гладильщиков.

"300 спартанцев" - это заказ или ваш личный выбор?

И то и другое. В начале 2000-х я общался с одним знакомым продюсером, и тот сказал: "Вот есть грандиозные фильмы, которые умеет делать Мартин Скорсезе. А есть ли что-то грандиозное, совсем в другом ключе, что мечтал бы сделать ты? И вообще: что сегодня, по-твоему, было бы по-настоящему круто?" Я ответил: "Сделать адекватную экранизацию "300 спартанцев"". Если снять эпизод, когда в щит царя Леонида ударяют тысячи стрел, так, что публика поверит в реальность происходящего, вот это и будет круто!" К тому времени мне еще не доверяли больших фильмов - и за разговором ничего не последовало. Но "Рассвет мертвецов" понравился боссам Warner, и мне предложили сделать "300", причем с такой степенью жесткости и крутизны, на какую я только способен. С меня даже взяли обещание: непременно изготовить такой фильм, каких еще не бывало. Положим, подобное обещание дает продюсерам всякий режиссер. Но я и впрямь постарался. Правда, мне все-таки не сразу доверили картину, а лишь после того, как я сделал пробный фрагмент битвы спартанцев с персами - с подвижной, разворачивающейся на 360 градусов камерой, кучей трупов, ливнем летящих стрел. Это не был фрагмент из будущего фильма, у актеров были совсем другие костюмы, но стиль я уловил именно тогда.

Крутизна во многом сводится к кровавым эпизодам. Вы ставили целью перекрыть все рекорды кровавости?

Нет, я стремился сделать такой фильм, чтобы он понравился лично мне. Хотя, конечно, не хотел, чтобы он выглядел чересчур застенчивым.

Еще недавно существовала четкая граница между анимационным кино и игровым - с живыми актерами. Теперь же я искренне не понимаю, в чем разница между, скажем, "Властелином колец" или "300 спартанцами" - и "В поисках Немо". И то и другое - анимация.

Разница все-таки велика. В игровых фильмах - живые актеры. Они заражают друг друга эмоциями. Она способны на импровизацию. Привносят в фильм свою индивидуальность. Да, они играют на фоне голубых экранов, но ведь играют! Кроме того, компьютерная графика компьютерной графикой, но никто ведь не отменял грим. Мы использовали грим точно так же, как его используют в традиционных фильмах. Про персидского царя Ксеркса, которого играет Родриго Санторо (молодой бразильский актер, безусловно, станет звездой и у нас - он занят в новых сериях "Оставшихся в живых". - Newsweek), у Фрэнка Миллера сказано, что он безволосый, - так мы заставили Родриго согласиться на эпиляцию. Он страдал, но согласился. Вообще ему пришлось несладко: его ежедневно гримировали, со всем этим пирсингом и прочим, пять часов!

Но актерам ведь должно быть тяжело играть на фоне голубых экранов, без декораций. Трудно в такой ситуации поверить в предлагаемые обстоятельства.

Всем почему-то кажется, что делать фильм с использованием голубых экранов - это большое испытание. Но я так поставлю вопрос: а мог бы я сотворить подобный фильм без голубых экранов? Ответ, разумеется, нет. Так что голубые экраны были моими лучшими друзьями. Если бы я решил снимать эту картину на природе, она мало того что получилась бы совсем другой, она не отразила бы дух графического романа Фрэнка Миллера. Фильм должен был получиться абстрактным. Он таким, к счастью, и получился.

Вы начинали как режиссер рекламы, получили высшие рекламные награды. Можно ли сказать, что стиль "300 спартанцев" близок тому, в каком делается продвинутая реклама?

Во всяком случае, это ближе стилю рекламы, чем, например, стилю "Гладиатора". Многие эпизоды битвы сделаны так: сначала использован мелкий-мелкий монтаж. Кадры, можно сказать, нашинкованы. Вы не понимаете, что именно происходит, видите лишь брызги, щепки, кровь и слышите удары и крики. А потом вдруг идут замедленные кадры, позволяющие на среднем плане проследить пластику жестокого боя. Конечно, такой подход часто используется в рекламных клипах.