Смотрите в кинотеатрах Украины с 21 августа 2008г.

Фильм ЗЕРКАЛА от режиссера триллера “У Холмов Есть Глаза” – это захватывающая дух история об измученном неприятностями бывшем полицейском, которому предстоит спасти свою семью от необъяснимого зла, которое проникает в их дом через зеркала.

Бен Карсон (КИФЕР САЗЕРЛЕНД) знавал времена и получше. Уже прошел почти год с тех пор как неуравновешенного детектива отстранили от работы в Полицейском управлении г. Нью-Йорка за убийство другого сотрудника спецслужбы, несчастный случай, который не только стоил ему работы, но и пробудил в нем тягу к алкоголю и агрессивность, из-за чего жена и дети отдалились от него, а сам он нашел пристанище на диване в квартире своей сестры в Куинс.

Потеряв надежду вернуться к нормальной жизни и воссоединиться с семьей, Карсон нанимается на работу ночным сторожем выгоревших руин универмага “Mayflower”. То, что когда-то было символом процветания и роскоши, теперь медленно разрушается в темноте, как загнивающий корабль-призрак, разоренный гигантским пожаром, поглотившим множество невинных жизней.

Когда Карсон обходит дозором свои владения, обугленные развалины универмага, он начинает замечать что-то зловещее в декоративных зеркалах, украшающих стены “Mayflower”. В огромных мерцающих стеклах отражаются страшные, потрясающие Карсона образы.

Помимо воспроизведения страшных видений прошлого, кажется, зеркала также управляют и реальностью. Когда Карсон видит, как искажается его собственное отражение, он испытывает физические ощущения, соответствующие своему раздробленному видению. Неожиданно бывший полицейский оказывается втянутым в схватку со своими личными демонами и теми, кто напал на его отражение, вызывая у него конвульсии, неожиданное кровотечение и почти полную остановку дыхания.

Сочувствующая ему, но скептически настроенная его сестра Анжела (ЭМИ СМАРТ) считает эти причудливые “ночные кошмары” последствием стресса и чувства вины за нечаянное убийство, а отдалившаяся от Карсона жена, Эми, (ПОЛА ПЭТТОН), прагматичный медицинский эксперт Полицейского управления г. Нью-Йорка, еще менее снисходительна. Все более странное поведение мужа пугает ее, и еще больше отдаляет его от семьи – и, как она боится, небезопасно для их детей.

Но появляется еще более серьезная угроза, связанная с зеркалами и отражающими поверхностями, которые заполняют собой их повседневную жизнь. Расследуя загадочное исчезновение охранника универмага и его возможную связь с кошмарными видениями, Карсон понимает, что некая злобная потусторонняя сила использует отражения зеркал, чтобы терроризировать его и его семью.

И если есть хоть какая-то надежда спасти жену и детей от кошмарной смерти, Карсон должен каким-то образом выяснить, что скрывается за зеркалами – и убедить Эми помочь ему в борьбе с самым страшным злом их тех, что ему когда-либо встречались.


Новый страх на свободе: обратная сторона "зеркал"


От фольклора до сказок, от суеверий до религиозных традиций – мифология, окружавшая зеркала, всегда тяготела к темными силам.

Римляне приписывали зеркалам возможность отрАйать душу человека и влиять на его благополучие. Это, в сочетании с их убеждением, что жизнь обновляется каждые семь лет, дало начало древнему поверью о том, что если кто-то разобьет зеркало, его будут преследовать неудачи в течение семи лет.

В кино и литературе зеркала были символом тщеславия и опасным средством, чтобы узнать правду или перенестись в другое место или время. По иудейской традиции на время траура по усопшему все зеркала в доме должны быть завешены, чтобы живые не прельщались соблазнами красоты и земного мира.

Но эти предостерегающие рассказы о нарциссизме и неудачах меркнут по сравнению с явлением, которое наиболее часто связывают с зеркалами – со смертью.

Во множестве культур от Рима до Дальнего Востока укоренилось народное поверье, что зеркала – это злые сущности, которые пленяют души живых – вызывая, таким образом, смерть – или захватывают души мертвых, прежде чем они смогут перейти в мир иной, обрекая их на вечную неволю. (Также говорится, что у вампиров нет отражения, поскольку это восставшие из мертвых существа, которые уже лишились  души).

То, что в связь между зеркалами и смертью верили многие поколения и различные народы по всему миру, говорит не только о сложных отношениях человека с Великим Неизвестным, но также и с его собственным отражением.

“Зеркала постоянно призывают нас заглянуть внутрь себя”, - замечает Кифер Сазерленд. “Глядеть на себя тяжело. И дело не в том, насколько хорошо ты выглядишь. На физическом уровне, как и на духовном, трудно глядеть на себя в зеркало. В зависимости от того, что ты видишь, это может быть очень страшно”.

Самые темные стороны этой собирательной мифологии нашли отражение в фильме “ЗЕРКАЛА” , триллере об измученном проблемами бывшем полицейском, который должен защитить свою семью от беспощадного зла, терроризирующего их через отрАйающие поверхности.

На подготовительном этапе работы над фильмом, римейком южнокорейского фильма ужасов “Into the Mirror” 2003 г., для компании “New Regency” продюсер Александра Милчен увидела возможность сделать из него многослойный психологический триллер в традиции фильма “The Shining”.

“Помимо оригинальной составляющей фильма ужасов, в той загадочности, которой окружены зеркала во многих культурах, есть что-то универсальное и интересное, что могло бы стать основой для серьезной драматической работы”, - говорит Милчен, продюсер таких фильмов как “Goodbye Lover” и “Righteous Kill”.

Она обратилась к режиссеру-сценаристу Александру Айа (“У Холмов Есть Глаза”, “High Tension”), чтобы он привнес в проект свой выразительный стиль и натуралистичную повествовательность.

“Я искал проект, который позволил бы мне исследовать страх с новой стороны”, - говорит Айа, создавший себе репутацию перспективного новичка в жанре хоррор после успеха его французского фильма “High Tension” и “У Холмов Есть Глаза”, мрачного римейка триллера 1977 г. о борьбе семьи за выживание в жестокой битве с мутантами-людоедами.

В сюжете “Into the Mirror” – истории детектива, который расследует серию жестоких убийств, случающихся возле зеркал, Айа нашел то, что искал. “У каждого есть определенные отношения со своим отражением”, - размышляет он. “Мы над этим особо не задумываемся, но это так. Некоторым людям нравится глядеть на себя в зеркало, другим это неприятно. Зеркало может показать нам травмы и истины, которые существуют в нашем подсознании и лишь ждут, когда их обнаружат”.

Ранее изучив садистские крайности человеческого естества, Айа обрадовался возможности погрузиться в область сверхъестественного. “Концепция была действительно оригинальной, и я хотел создать вокруг нее сюжет, который заставил бы зрителей бороться с собой и собственными страхами неожиданным для себя образом,” – говорит он.

Вместе с Грегори Левассье, его соавтором сценария к фильмам “High Tension” и “У Холмов Есть Глаза”, Айа создал холодящее душу повествование для “ЗЕРКАЛА”, в центре которого находится борьба человека за искупление вины, которая начинается с попытки воссоединить свою разрозненную семью и быстро превращается в отчаянную битву за их жизни.

“Вокруг него все рушится,”
– говорит Айа о Бене Карсоне, детективе Полицейского управления г. Нью-Йорка, которого отстранили от работы после убийства другого сотрудника. “Он потерял работу. Потерял семью. Потерял свою душу”.

Переполненный чувством вины и яростью, Карсон еще больше отталкивает от себя жену и маленьких детей своей неуравновешенностью и тягой к спиртному. “Он опустился – ниже некуда”, - говорит Сазелленд об измученном проблемами полицейском, который несколько месяцев живет отдельно от семьи, найдя прибежище на диване в квартире своей сестры и находясь в полубессознательном состоянии.

“Он избегает своего прошлого, избегает посмотреть в лицо себе и своим неудачам – не только как полицейский, но и как муж и отец”
, - добавляет Милчен.

Именно сочетание в фильме мастерски выполненного хоррора и настоящей семейной драмы привлекло Сазерленда. “Алекс рассказал мне прекрасную историю”, - вспоминает актер-обладатель “Эмми” и “Золотого глобуса”, который в первый раз встретился с Айа для обсуждения проекта после окончания долгой ночи съемок своего популярного сериала “24” для FOX TV. “Ужасы – тот жанр, который всегда был мне любопытен, но что привлекло меня в этой истории, это то, что речь в ней идет о семье, которая отчаянно пытается понять, как им снова стать единым целым. Это о том, как получить еще один шанс. В этой невероятно тяжелой ситуации человек понимает, кто он есть на самом деле, и воссоединяется со своей семьей. Когда дела идут хуже некуда, он проявляет себя с наилучшей стороны. И это мне действительно понравилось”.

После короткой встречи с Айа – и даже до выхода на экраны “У Холмов Есть Глаза” – Сазерланд согласился принять участие в съемках. “Я игрок”, - говорит он. “Мне нравится играть в карты, я делаю ставки, какая собака первая добежит до перекрестка, а на той встрече с Алексом у меня было очень четкое ощущение, что вместе мы сделаем что-то очень особенное. Я верил в это и очень счастлив, что оказался прав”.

Может быть и другая причина, почему Сазерленд согласился сниматься в ЗЕРКАЛА еще не видя успешного римейка “Холмов”, который снял Айа. “Я с большим трудом смотрю страшные фильмы”, - признается он. “Как-то мы с дочерью смотрели «В Поисках Немо», и в тот момент, когда в лодке оказалась акула, я рассыпал весь поп-корн. Дочери тогда было десять и она смеялась надо мной”.

“Я знала, что Алекс и Кифер невероятно здорово поладят, потому что они оба очень откровенны и эмоциональны”, - замечает Милчен. “Если вы посмотрите, как работает Кифер, он всегда выкладывается на 150 процентов. Он очень сосредоточен и реалистичен, и зрителям это нравится”.

Сазерленд привносит свою фирменную глубину в роль Бена Карсона, человека, который вот-вот потеряет все, что важно для него в этой жизни. Сломленный и отчаявшийся наладить свою жизнь, Карсон поступает на работу ночным сторожем универмага “Mayflower”… или того, что от него осталось.

Выступая на фоне ночного неба как корабль-призрак, несущийся по волнам бурлящего города, “Mayflower” когда-то был символом роскоши и богатства, пока пожар не разрушил магазин, унеся при этом множество невинных жизней. С момента пожара прошло пять лет, а “Mayflower” завяз в трясине судебных разбирательств, медленно разрушаясь в темноте, где время остановилось, как на мрачном фотоснимке трагически прерванной жизни.

Обходя дозором выгоревшие руины универмага, Карсон временами замечает искаженные изображения, отрАйающиеся в громадных, богато украшенных зеркалах на его стенах. Явление, которое он считает просто причудливой галлюцинацией, вскоре набирает силу, и зеркала открывают шокирующую и гротескную картину глубокого страдания.

Изображения выглядят настолько реалистично и ярко – сгорающие заживо люди, плоть, превращающаяся в пепел до самых костей – Карсон испытывает ощущение, как будто пламя пожирает его самого.

Однако сценарий Айа и Левассье развивается гораздо дальше исходной концепции с зеркалами. Что если недобрая сила, заключенная в наших отражениях, - в любом отражении, в любом месте – может использовать их как средство разрушить нашу жизнь? “Идея о том, что в другом измерении может существовать целый отдельный мир, наблюдающий наш мир в отражении, это жутковатая идея”, - говорит Сазерленд.

Фактор страха усиливается, когда обычные отрАйающие поверхности, такие как окна, вода, телеэкраны, стальные фасады и картинные рамы становятся смертельными проводниками зла. Внезапно Бен оказывается втянутым в битву не только с собственными демонами – но и с теми, кто напал на его отражение.

“Отражения показывают, на что мы способны”, - говорит Сазерленд о них в качестве темы. “Хорошие или плохие, они отрАйают нас в различных состояниях. И они могут заставить нас совершать поступки, которые лучше бы нам не делать”.

ЗЕРКАЛА используют ту силу, которой мы наделяем наш образ самого себя, как трамплин для страхов, скрытых в нашем подсознании. “Ты можешь ограничить себя собственным представлением о том, кто ты на самом деле, и видеть в своем отражении вещи, которые другие не видят – вещи, которые на самом деле не существуют”, - замечает Пола Пэттон (“Hitch”, “Deja Vu”), которая играет отстранившуюся от Бена жену, Эми. “Как больная анорексией, которая видит в зеркале толстушку, хотя на самом деле в нем отрАйается весьма худощавая особа. Это говорит о возможности нашего мозга создавать любое изображение, которое нам хочется увидеть, поэтому зеркала никогда не отрАйают нас абсолютно точно”.

Милчен видит хороший социальный подтекст в том, как Айа и Левассье преподносят мириады отрАйающих поверхностей, существующих в нашей повседневной жизни. “Если взять архитектуру Дубая, Нью-Йорка или Лас-Вегаса, она вся выполнена из стекла, зеркал, блестящих поверхностей”, - говорит она. “Зеркала и зеркальные поверхности в фильме представляю нашу культуру, с ее упором на самолюбование и деньги. ‘Я здесь. Я напротив тебя. Смотри на меня’”.

“Если вы пытаетесь убежать от собственного представления о самом себе, в нашем обществе это сделать невозможно”, - резюмирует Сазерленд. “В нем слишком много отрАйающих поверхностей. Только попробуйте. Пройдите два квартала и постарайтесь не видеть себя в отражениях окон или в луже воды. Это невозможно. Это порождает у Бена чувство паранойи, и сыграть это как актеру мне было очень интересно”.

В реальной жизни Сазерленд не любит зеркала. “У меня есть одно в ванной и, кажется, еще одно в гардеробной, просто чтобы быть уверенным, что я правильно подобрал носки, но помимо этого я не слишком то люблю разглядывать себя в зеркало”, - говорит он. “Очень непривычно постоянно смотреть на себя во время работы. Это был очень любопытный момент в создании этого фильма”.

Когда Карсон расследует загадочную смерть охранника “Mayflower” и ее возможную связь с мрачными зеркалами универмага, зло, выбравшее его своей мишенью, обращает внимание и на его семью – и их скромный Нью-Джерси становится настоящим полем битвы за обладание отражением его сына Майкла.  “Он думает, что многое из того, что происходит в магазине, является плодом его воображения”, - говорит Сазерленд. “Когда люди впадают в столь глубокую депрессию и чувствуют себя настолько несчастными, они уже не совсем уверены в собственном здравом уме. До какого-то момента это свойственно и Бену, но, как только в опасности оказывается его семья, его сознание полностью проясняется”.

Сестра Карсона Анжела, роль которой исполнила Эми Смарт (“Starsky & Hutch”), списывает его ночные кошмары на последствия чувства вины и стресса из-за нечаянного убийства. Но его все более странное поведение беспокоит его жену,  прагматичного медицинского эксперта Полицейского управления г. Нью-Йорка.

“Она думает, что у него крыша поехала”, - говорит Пэттон, которая однажды вечером начала читать сценарий ЗЕРКАЛА…и решила дочитать его утром. (“Это был добрый знак”, - шутит она.) “Эми очень логична, очень разумна, с аналитическим складом ума, поэтому не верит во всяких духов или потусторонние силы. По роду работы ей приходилось видеть множество мрачных и жутких вещей, поэтому легко ее не напугаешь”.

В то же время, она замечает, что что-то неладно с их сыном Майклом, который, кажется, чрезмерно увлечен своим отражением. “Их семья рушится”, - говорит Пэттон, “и Бен чувствует себя еще более одиноким, чем обычно, потому что ему никто не верит”.

“Эти две сюжетные линии хорошо уравновешены”
, - отмечает Айа. “В начале фильма Эми – точка опоры, на которой держатся то, что осталось от их семьи, а Бен находится на пределе отчаянья. Когда у Бена появляются силы, чтобы вступить в борьбу с терроризирующими их силами зла, он и Эми бьются на отдельных фронтах за одну и ту же цель – спасение детей, их самих и, что еще важнее, своей семьи”.

В конечном счете, Айа пытался сделать ЗЕРКАЛА настолько же провокационным, насколько и развлекательным. “Я надеюсь, что это фильм окажет сильное психологическое воздействие на зрителей”, - говорит Айа. “Я хочу, чтобы они засомневались: ‘Смогу ли я еще раз когда-либо заглянуть в зеркало, или мне будет слишком страшно?’ В следующий раз, когда они увидят свое отражение, у них может возникнуть странное чувство, что они не одни”.

Сможет ли Сазерленд смотреть ЗЕРКАЛА? “Надеюсь, у меня хватит ума не брать с собой поп-корн, но если я его возьму, то точно рассыплю”, - шутит он. “Мы сделали что-то действительно страшное, что останется внутри вас, что затронет ваши реальные потаенные страхи, и мы соединили это с семейной драмой и, что очень важно для меня, историей человека, которому надо дать еще один шанс. Соединив два этих жанра, я думаю, мы придали этому фильму глубину, которой могут похвастаться не многие фильмы ужасов”.