Одесский 12-20 июля 2013
Международный кинофестиваль

НОВОСТИ

ОМКФ-2013. День 8-9: прошлое и будущее украинского кино

Последние дни в Одессе прошли под знаком украинского кино — и это, нужно признать, были одни из самых интересных событий фестиваля.

01

В пятницу показали новый фильм Киры Муратовой «Вечное возвращение». Это серия повторяющихся сценок о том, как мужчина приходит к своей бывшей однокласснице и рассказывает ей, что разрывается между двумя женщинами (женой и любовницей). В каждой из сценок подобная новость вызывает совершенно разную реакцию одноклассницы — от злости до признания в любви.

Если первую половину картины в кадре появляются актеры меньшего калибра, то во второй — солируют гранды вроде Олега Табакова, Сергея Маковецкого и Ренаты Литвиновой. Однако в какой-то момент становится очевидным: все, что показывается на экране, — кинопробы для фильма режиссера, который уже умер. Именно в этом и заключается подсказка к пониманию фильма Муратовой. Ее лента — это прежде всего рассуждение о том, чем является кино сегодня, и о том, что снимать кино сейчас все сложнее и сложнее из-за бюрократии и финансовых причин.

02

Интересно, что другой украинский фильм дня — «Делириум» — полностью опровергает эту теорию. Бывший львовский арт-художник Игорь Подольчак получил для этой ленты грант Роттердамского кинофестиваля (ранее подобной помощи удостаивался Мирослав Слабошпицкий), добавил своих денег и снял очень необычный украинский фильм последних лет. «Делириум» — это безумная фантазия, история о странных людях, пребывающих в одном особняке. Здесь есть врач, приехавший лечить дочь хозяйки дома, есть эта самая хозяйка, ее глухонемая дочь и ее молодой муж. В фильме хватает отсылок к Мазоху, и сам он скорее напоминает безумный сон.


При этом в украинском кино «Делириум» — это действительно что-то новое и невиданное. Это кино европейского уровня. Последнее особенно символично: там, где Муратова фактически говорит о трудностях и невозможности кино, Подольчак, наоборот, снимает очень важный фильм вопреки всему. Именно это позволяет некоторым сегодня утверждать, что время Муратовой уже ушло, а пришло время Игоря Подольчака.

03

И наконец, третий важный украинский фильм последних дней — это победитель национального короткого метра, фильм «Дорога» Максима Ксёнды. Говорят, эта работа очень впечатлила жюри украинского конкурса; еще известно, что именно она была снята на грант фонда Ахметова. По сюжету, несколько подростков привязывают к грузовику инвалидную коляску, чтобы в ней один из них смог добраться до Полтавы, к своему отцу. Поначалу все идет удачно, грузовик тащит коляску с парнем. А режиссер снимает все это в лучших традициях американских фильмов про гонки (с напряжением и драйвом). Потом, правда, подростка наконец-от замечает водитель — и начинается уже совсем другая история: с небольшими проблемами в драматургии и не очень удачными моментами. Но даже несмотря на них, «Дорога» — выглядит довольно крепкой работой и в какой-то мере превосходит по уровню нашумевшие «Уроки украинского» и «Ядерные отходы».

04

Фильмом закрытия фестиваля, показанным в субботу, стала картина сестры Карлы Бруни — Валерии Бруни-Тедески «Замок в Италии». Это биографическая лента, где рассказывается о семействе Бруни и трагической смерти брата Валерии, умершего от СПИДа. Кроме того, сама Бруни-Тедески играет здесь главную роль, а ее нынешний бойфренд Луи Гаррель — ее возлюбленного. Однако, несмотря на все личностные мотивы, «Замок в Италии» оказался обычной французской мелодрамой, в которой есть любовная история, юмор, грусть, человеческие драмы. В этом выборе даже есть свой символизм. Открывался ОМКФ фильмом о борьбе со стихией (борьба с трудностями по организации фестиваля), а закрывается — историей о семейном кризисе (конец смотра, все покидают Одессу, прощай новая-старая семья).

ЕЩЁ НОВОСТЕЙ ОМКФ 2013

оКино — все о кино

Спецпроект ОМКФ 2013
подготовлен и поддерживается
порталом okino.ua

Четвертый Одесский международный
кинофестиваль 12-20 июля 2013