Объявленный четверг список номинантов на «Оскар» не оправдал ожиданий многих критиков. Киноакадемия в очередной раз доказала свою консервативность, оглядку на репутацию претендентов и фаворитизм в пользу тех, кто когда-то уже номинировался. Первое впечатление — нас ожидает до смерти скучная кинопремия. Каких актеров и фильмы Американская киноакадемия проигнорировала (причем зря) в этом году — читайте далее.

Дженнифер Энистон в фильме Торт

До объявления номинантов Энистон фигурировала в прогнозах на «Оскар» за роль в драме «Торт». В этой картине звезда «Друзей» сыграла женщину, которая страдает от хронических болей. Энистон пробразилась до неузнаваемости: в кадре она выглядит постаревшей, изможденной, в шрамах. Проделанную Дженнифер работу хвалили критики и коллеги, за нее ей дали номинацию на «Золотой глобус». Но вот Киноакадемию актриса не впечатлила, и Энистон осталась без первого в жизни шанса фигурировать в «оскаровских» списках. Вместо Энистон в номинации оказалась Марион Котийяр за, скажем честно, переигранную роль в фильме «Два дня, одна ночь». Это свидетельство того, что киноакадемики «своих» не забывают: семь лет назад Котийяр уже получила «Оскар».

Джейк Джилленхол в фильме Стрингер

Если помните прошлогоднее возмущение общественности, когда Леонардо ДиКаприо не дали «Оскар» за роль в «Волке с Уолл-стрит», то в нынешнем году случилось нечто подобное. С той лишь оговоркой, что Джейк Джилленхол не получил даже номинацию. Речь идет о его роли в фильме «Стрингер». Но персонаж Джейка — безбожно негативный: безнравственный, жестокосердный, мизантроп. А за таких, как известно из истории кинопремии, вручать золотые статуэтки неправильно. Джилленхола, который в последние годы просто из кожи вон лезет в каждой роли, изрядно демонстрируя актерский талант, на «Оскаре» просто игнорируют. Зато свою третью номинацию в этом году получил Брэдли Купер за «правильную» роль героя войны в Ираке.

Джессика Честейн в фильме «Самый жестокий год»

Как и Энистон, многие ожидали видеть в «оскаровском» шортлисте Джессику Честейн за роль в драме «Самый жестокий год». Ее героиня вместе с супругом пытается нечестно разбогатеть, все глубже и глубже застревая в царящем вокруг беззаконии. За свою работу Честейн номинировали на «Глобус», да и сам фильм считали одним из главных претендентов на кинонаграды сезона, как и режиссера Джей Си Чендора, на которого Киноакадемия однажды уже обращала внимание. Да вот не сложилось: и Честейн, и «Самый жестокий год» пролетели мимо «Оскара».

Тимоти Сполл в фильме Уильям Тернер

Лучший актер по версии Каннского кинофестиваля и Европейской киноакадемии и фаворит кинокритиков — все это о 57-летнем британце Тимоти Сполле, сыгравшем главную роль в байопике «Уильям Тернер». Споллу стоило бы дать номинацию если даже и не за эту конкретную работу, то за выслугу лет: за ним значится немало сильных ролей в фильмах Майка Ли, например. Но в Киноакадемии, по-видимому, решили, что перебарщивать с британцами не надо (за звание лучшего актера уже борются Бенедикт Камбербэтч и Эдди Редмэйн). За несколько дней до этого Сполла аналогично забыли упомянуть в номинантах на британскую кинопремию BAFTA.

Продюсер и режиссер фильма Форс-мажор - кадр из "оскаровского" видео

Номинация за лучший фильм на иностранном языке всегда дает большое пространство для предположений и споров. В Украине даже велись ожесточенные дискуссии по поводу того, кого надо было отправить на «Оскар»: урапатриотичного «Поводыря» или чернушное «Племя» — многие тогда пытались просчитать вкусы Киноакадемии. От себя скажем, что ни один из наших фильмов не попал бы в шортлист: «Оскар» в этом году непривычно консервативен. Три из пяти фильмов-номинантов касаются политики, аргентинский претендент — это вообще типичное жанровое кино, а польская «Ида» — очень спокойная работа, будто бы снятая десятилетия назад. Упущением со стороны киноакадемиков в этой номинации стал шведский фильм «Форс-мажор» — тонкая психологическая работа о кризисе маскулинности в современном мире. Ни награда Канн, ни 15 других премий не помогли картине оказаться в пятерке номинантов. Забавно, что режиссер и продюсер «Форс-мажора» выложили в Сеть видео, как они смотрят трансляцию объявления номинантов, кушают яблоки, смеются и досадуют, узнав, что пролетели мимо награды.

Документальные фильмы

20 000 дней на Земле

Удивление в этой категории вызвало отсутствие фильма «Сама жизнь», посвященного Роберту Эберту, знаменитому кинокритику, умершему в 2013 году. Эта документалка попала во всевозможные списки лучших киноработ года в своем жанре, да и ожидалось, что киноакадемики отдадут дань уважения человеку своего круга, но нет. Еще одно упущение — фильм «20 000 дней на Земле» — смесь документального кино, биографии и художественной фантазии о культовом рок-музыканте Нике Кейве.

Без толерантности

Сельма

Обычное нарекание на «Оскар», мол, обязательно номинируют/наградят женщин и неевропеоидов, чтобы соответствовать американской политике толерантности. В этом же году случилось обратное: и тех, и других, скажем так, «кинули». Фильм «Сельма» о том, как Мартин Лютер Кинг организовывал марши за расовое равноправие, оказался среди претендентов на звание «фильм года», но ни режиссера, ни главного актера не номинировали. Постановщик «Сельмы» Ава ДюВерней могла бы стать единственной темнокожей женщиной в категории «лучший режиссер». На игнорирование ДюВерней тяжелее всего отреагировал ее коллега Спайк Ли, флагман кино об афроамериканцах. «Да, пошли они», — обругал режиcсер Киноакадемию в комментарии для прессы.