Рецензии пользователя Юлия Кузнецова, редакция oKino

Удачное кино для детей и всей семьи – большая редкость. Обычно такой фильм либо нарочно примитивен и увлекает лишь маленьких зрителей, пока их родители плюют в потолок. Либо же, чтобы позабавить взрослых, в фильме вставляют двусмысленные сцены, чаще всего неловкие, если не пошлые. Редким примером семейного фильма, где все в порядке, стали «Приключения Паддингтона». В этом кино легкость, правильная мораль, красочность, доброта, динамика и скрытый социальный подтекст составляют идеальное сочетание. И это на полном серьезе.

Паддингтон – это бренд в Британии. В 1958 году писатель Майкл Бонд выдумал медвежонка в шляпе и пальто, который приезжает из Перу в Лондон в поисках дома. Его находит семья Браунов, называет в честь железнодорожной станции, где медвежонок и стоял, и забирает к себе. Дальнейшие приключения лохматого героя составили несколько десятков книжек, три анимационных сериала (в 70-х, 80-х и 2000-х годах), на которых выросло не одно поколение британцев. Памятник Паддингтону стоит на вокзале, в честь которого он назван; в детских магазинах можно найти плюшевую копию персонажа.

Все это свидетельствует о том, что Паддингтон – герой со своей мифологией и культом, дань которым отдана в первом худфильме о нем. Но за пределами Великобритании этот герой неизвестен, потому «Приключения Паддингтона» - первое знакомство с ним для остального мира. И знакомство хорошо подготовленное.

Первое приятное удивление: фильм начинается не с какой-то безумной экшен-сцены, не с шока от невообразимого буйства красок, а со стилизованной под немую кинохронику предыстории персонажа – об ученом, который поехал в Перу собрать тушки неизвестных животных для науки. Достичь своей цели ему не удалось: человек нашел в джунглях милейшую семью медведей не известного ранее вида, которые выучились человеческим повадкам. Ученый уехал обратно в Лондон, оставив бессрочное приглашение приехать в гости. Последним воспользуется потомок медвежьей семьи Паддингтон, предварительно подготовившийся к поездке с помощью книги по лондонскому этикету.

В книге этой учат, что надо здороваться со всеми встречными, снимая шляпу, что люди там гостеприимны и никогда не проигнорируют чужие проблемы и прочие похвалы Лондону. На протяжении всего фильма Паддингтон будет разочаровываться и вновь обретать веру в Лондон и его жителей. Отчего «Приключения Паддингтона» - это еще и большое признание в любви британской столице – с ее дождями, занудами и чаелюбами. Кадры с достопримечательностями, бытовыми деталями и обыгрывание туристических стереотипов заставляют все альманахи вроде «Нью-Йорк, я люблю тебя» выглядеть убого в своих попытках передать дух того или иного города.

Во многих семейных фильмах зрителю приходится закрывать глаза на нарушение логики или запредельную фантастичность истории. В «Приключениях Паддингтона» такое приходится делать лишь раз: надо просто принять то, что в большом городе вдруг оказывается говорящий медведь и это никого не удивляет (Лондон, что ж вы хотите!). Дальше повествование выстроено, на удивление, грамотно, заставляя зрителя смеяться, когда это уместно, застывать на вдохе в сцене, которая по определению не может закончиться трагически, и неотрывно следить за происходящим.

В последнем случае есть еще и большая заслуга режиссера и художника-постановщика. В «Приключениях Паддингтона» есть стильные эффекты анимации – рисованной и кукольной (которые еще и перекликаются с приемами из старого мультсериала о Паддингтоне), а интерьеры и экстерьеры обставлены красочно и с выдумкой (местами это напоминает фильмы Жан-Пьера Жене или Мишеля Гондри) - на это просто приятно смотреть. Похвалы сценаристам за то, что мелкие детали, показанные вначале, обязательно сыграют ключевую роль в конце. Такую драматургическую точность не в каждом «взрослом» фильме найдешь.

«Приключения Паддингтона» - приятное и доброе кино, которое учит тому, что надо помогать людям, быть внимательным и терпимым к другим. Терпимость – одна из серьезных тем этого семейного фильма. Точнее – терпимость к эмигрантам. Ведь кто такой Паддингтон? Гость из далекого Перу, который ищет дом в незнакомом городе, надеется на лучшее и сталкивается с разницей культур и настороженностью местных. Эмиграция – болезненная тема для Великобритании, где растет напряжение между коренными жителями и искателями лучшей доли со всего мира. И создатели «Приключений Паддингтона» предлагают развязывать конфликты в этом вопросе мирно, принимая приезжих в семью, давая им дом. «Позаботьтесь об этом медвежонке» - написано на ярлыке, который Паддингтон носит на шее.

Еще одна серьезная тема – это критика колониализма. Как помним, более развитые европейцы открывали новые территории насильственным путем. Животных, а иногда и людей они привозили домой в качестве трофеев и материала для исследования, с последующим использованием найденного на уровне индустрии. Когда-то в европейских музеях стояли чучела аборигенов, не то что животных. Из медвежонка в Лондоне хотят сделать чучело, но даже не самый приятный герой осознает недопустимую жестокость такого обращения.

«Приключения Паддингтона» получили номинацию как лучший британский фильм на главной местной кинопремии BAFTA. И после просмотра понимаешь, что это просто не дань ностальгии или патриотизму.

Расскажите друзьям

Комментарии (0)

Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.