Рецензии пользователя Юлия Кузнецова, редакция oKino

  • Незламна

    Взгляд на любимого через прицел

    30 марта, 2015, 13:38

«Незламна» выглядит «белой вороной» среди других современных фильмов о Великой отечественной, которые практически не обходятся без пропаганды и отстаивания одной точки зрения на войну. «Незламна» успешно избегает идеологических спекуляций, рассказывая прежде всего о людях. Это военная мелодрама о женщине на войне, которой пришлось совмещать солдатский долг с личными страстями.

Биография украинки Людмилы Павличенко, которой и посвящен фильм «Незламна», - показательна для героя войны. Не успев окончить истфак в Киеве, она ушла добровольцем на фронт, где за год подстрелила больше 300 нацистов. Это рекорд для женщин-снайперов во Второй мировой, в общем же снайперском рейтинге той войны Павличенко входит в топ-50. Служить до победы ей помешало ранение, и в 1942 году в составе советской делегации она поехала в США агитировать за открытие Второго фронта.

Этих сведений достаточно, чтобы снять плакатный байопик о бесстрашии и самоотверженности во имя родины, борьбы с врагами и т. д. Но авторы фильма, к счастью, попытались показать Павличенко не как Героя СССР, но как молодую женщину, взвалившую на свои плечи непосильные обязанности. Балансировать между двумя ипостасями Павличенко – бесстрашного снайпера и влюбленной – «Незламной» удается с трудом, потому образ главной героини бросает из одной крайности в другую. Видимость же правдоподобия сохраняется за счет замечательной актерской игры Юлии Пересильд. Хрупкая и фактурная актриса весьма убедительно превращается в фанатичного солдата, и так же верно стреляет полными нежности взглядами на своих фронтовых возлюбленных.

«Незламна» Павличенко очень напоминает Майю из картины «Цель номер один». Обе женщины маниакально одержимы своей работой и верностью родине, жертвуя ради нее простыми людскими радостями. Но к Людмиле сценаристы оказались гораздо более благосклонны: в отличие от гнавшейся за Бен Ладеном американки, советская снайперша имеет полноценную личную жизнь. Иногда эта сюжетная деталь вызывает усмешки: вопреки расхожему мнению, что сильных женщин побаиваются, Павличенко пользуется популярностью чуть ли не у всех мужчин, оказывающихся рядом, включая фолк-певца Вуди Гатри, посвятившего ей впоследствии песню. Объясняется это, по-видимому, тем, что мелодраму в «Незламной» делали по лекалам отечественных телемувиков, которые выработали в сознании отечественного зрителя определенный шаблон того, какой должна быть любовная линия на экране.

Креативное наследие наших телефильмов мешает «Незламной» не только в мелодраматической линии. Сценарий картины – не цельное драматическое произведение, но каша из флэшбеков, воспоминаний и фронтовых эпизодов. Потому полфильма кажется, что сюжет топчется в завязке, а самое важное еще не началось. Впрочем, интерес к истории от этого не теряется, и фильм держится на уровне качественного зрительского кино до определенного момента. Минут за двадцать до финала планка качества сильно падает, и в последних эпизодах создатели картины откровенно халтурят – в драматургии, режиссуре и даже визуальных эффектах. Переломный момент здесь – появление последнего любимого Павличенко, отношения с которым показаны клиповой нарезкой под песню «Кукушка» вместо внятно прописанного сценаристами эпизода. Возможно, причина тому – желание уложиться в кинотеатральный хронометраж. «Незламну» обещают позже выпустить в телеверсии, и есть надежда, что в ней аляповатости будут сглажены.

Что удалось создателям фильма на славу, так это воссоздание эпохи. Костюмы, мебель, посуда, прочие элементы антуража не вызывают сомнений, что на экране именно советские 30-40-е, а не обставленный в суматохе павильон. На пляже в ужаснейших советских купальниках изображены не заморенные диетами современницы, но дамы с пышными бедрами – такие, каких можно увидеть в хронике или на старых фото из семейного архива. Если Павличенко на фронте, то у нее грязь под ногтями, в спутанных волосах и изможденное испачканное лицо, то же самое – у других персонажей, включая статистов.

«Незламна» - совместный украинско-российский кинопроект. Кинопроект, связанный с Великой отечественной. Потому напрашивается вопрос: как авторы фильма обращаются с теми историческими темами, на которые у украинцев и русских разные взгляды? Неизвестно, какую версию картины увидят в российском прокате, но украинская «Незламна» содержит несколько моментов, приятных нам, но которым вряд ли поаплодируют в соседнем государстве. Например, в Америке Павличенко осекает украинский эмигрант, сбежавший от репрессий. Героическая оборона Севастополя оканчивается совершенно бездарной сдачей города со всеми гражданскими – типичная позорная практика советского военного командования. При желании эпизоды, где Павличенко призывает американцев помочь в борьбе с врагом, можно легко проассоциировать с Украиной и военной помощью от США и НАТО. Да и предчувствие войны, сопровождающее героев в начале, перекликается с нашим временем. Впрочем, размышления Павличенко о храбрости, призывы драться плечом к плечу – абстрактны, а потому и открыты к различным толкованиям.

Каким бы желанным для спекуляций не был исторический сюжет «Незламной», в картине он лишь фон для истории о трагической любви и потерях, сопровождающих каждый военный конфликт. В «Незламной» эта история рассказана хоть и сбивчиво, но понятно, и, подобно «Поводырю», - со многими скидками - это пример для украинской индустрии как делать массовое кино.

Расскажите друзьям

Комментарии (0)

Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.