На телеканале Fox стартовал новый сериал от Райана Мерфи, автора «Американской истории ужасов» — комедия ужасов «Королевы крика», блестящее издевательство над штампами молодежных хорроров. oKino.ua объясняет, почему его нужно немедленно смотреть.

Сюжет

Королевы крика

Новый телепроект Райана Мерфи и Брэда Фалчука будет сконструирован тоже по принципу антологии (как и в случае с «Американской историей ужасов»): один сезон — одна история. В первом сезоне речь пойдет о леденящей кровь серии убийств в студенческом городке, потрясших всю округу. Сюжетная завязка такова: в самом типичнейшем американском университете существует закрытый элитарный клуб для богатых студенток «Каппа каппа тау», во главе которого — невыносимая стерва Шанель (ее играет Эмма Робертс). Шанель нравится ее жизнь: эта девушка предельно расчетлива и высокомерна, она всегда добивается, чего хочет и у нее, разумеется, нет подружек — только прихлебательницы. Декану университета не по душе этот гадюшник и он на свою голову (и к неимоверному ужасу Шанель) открывает доступ в ее клуб для всех желающих. «ККТ» наводняют неискушенные провинциалки, а затем в общежитии начинаются убийства.

Кусачки юмора

Королевы крика

Одно из главных достоинств «Королев крика» — блестящий и образцовый сарказм. Райан Мерфи через персонажей сериала веселится на полную катушку и особое внимание уделяет своему любимому образу, воплощенному в Шанель — эгоистичной истерички, у которой из-за ее комплексов часто срывает крышу. Шанель раньше была «хорошей девочкой», но ради популярности, власти и влияния в университетской среде пошла, что называется, во все тяжкие и теперь она — невыносимая мегера с расистскими наклонностями. Она, например, устраивает «белую вечеринку», на которой полагается носить только белое и куда приглашены «исключительно белые люди». Шанель считает, что классовое неравенство — это абсолютно правильная вещь, а новую уборщицу в женском общежитии представляет своим подружкам как «тучный образец человекоподобной грязь, который будет оттирать булимистическую рвоту с наших ковров». И добавляет: «Я называю ее „белой мамочкой“, потому что она по сути — домашняя рабыня». А позже Шанель будто бы случайно засовывает лицо несчастной домработницы во фритюрницу.

В общем, вскрывая классические штампы молодежных хорроров, в которых маньяк гоняется за подростками и последовательно их убивает, Райан Мерфи невероятно смешно издевается над всеми современными проблемами. Одержимость продукцией компании Apple, тупые видеоблоггеры, сумасшедшие борцы за права ЛГБТ и женщин, гламурные девушки и парни, поп-культура, неспособность молодежи общаться между собой — пощады нет никому и ничему.

Отсылки

Королевы крика

Сам факт наличия того или иного цитирования — это необязательно хорошо. Таким образом слабые авторы могут скрывать свою неспособность самостоятельно строить сюжет, прикрываясь «эффектом узнавания». Но это все не про «Королев крика». Увлеченности сюжетом здесь хватает (кстати, даже главная интрига — кто же убийца? — сохраняется, несмотря на то, что это пародия). Например, уже в первом эпизоде сериала имеется элегантная и потрясающая отсылка к стилистике немого кино, умело встроенная в современность: одна из девушек, обитающих в женском клубе, переписывается с киллером с помощью текстовых сообщений на протяжении своего же убийства: «Я сейчас тебя убью». — «Постой, че???». И по ходу этой сцены кажется, что героиня действительно больше увлечена мгновенными сообщениями, чем самой ситуацией, в которой ей сейчас придет крышка, а перед самой кончиной она пытается написать о происходящем пост в соцсети. Помимо этого, есть множество невербальных, но довольно очевидных кивков и намеков в сторону «Психо», «Заводного апельсина», «Крика» и прочей вечной классики. В общем, радуется и мозг, и глаз.

Зеркало

Королевы крика

Мы в oKino.ua довольно часто упоминаем ключевой посыл самых толковых сериалов современности: они так или иначе служат зеркалом существующей реальности. И если та же «Американская история ужасов» Мерфи в принципе задается этой же целью, то действует намного тоньше и сложнее, а потому — не всегда попадает в точку, то «Королевы крика» бьют прямо в десятку. Даже самый рядовой пользователь социальных сетей и обладатель смартфона не мог не заметить, насколько технологическая эпоха деформирует наше обычное поведение. Конечно, «Королевы крика» все сильно утрируют (все-таки выбранная форма — черная абсурдистская комедия — обязывает), да и действие происходит в любимом сеттинге Мерфи «проблемых подростков». Но все же не соотносить с себя с некоторыми моментами в сериале невозможно. И пока для всего этого не придумали хоть сколько-нибудь серьезную науку (какая-нибудь медиаэкология, которую проходят вскользь в университетах журналистики не в счет), подобные «злободневные» сериалы — отличный способ как-то переосмыслить себя и окружающий мир. Переосмыслить и сделать из этого выводы.