Давление со стороны критики и производственные трудности не прошли даром. «Лига справедливости» похожа на подростка-неформала, который теперь изо всех сил старается не выделяться из своего окружения, чтобы не дай Бог снова не стать объектом для издевок. Но этот условный подросток не знает, что повод придраться найдется всегда за просто так и его старания бессмысленны изначально. Лучше бы не прогибался и дальше слыл фриком.

«Лига справедливости», пятый и этапный фильм расширенной киновселенной DC, доделывалась впопыхах, за полгода до премьеры. В мае этого года режиссер и идейный вдохновитель экранизаций DC Comics Зак Снайдер бросил картину на этапе пост-продакшена из-за трагедии в семье. С одобрения Снайдера «Лигу» подхватил бывший наемный работник конкурентов из Marvel — Джосс Уидон, режиссер первых и вторых «Мстителей», крепкий ремесленник, знающий, как делать «всеядные» фантастические блокбастеры. Вокруг этого назначения сразу же оживились конспирологи — Уидон то ли внес минимальные правки, то ли переделал треть фильма. Официально — новый постановщик переснял процентов двадцать материала и стал соавтором сценария вместе с Крисом Террио, но не со-режиссером. Начальные титры «Лиги справедливости» большим шрифтом сообщают, что мы смотрим «Zack Snyder’s Film». На деле же, подражание снайдеровскому стилю, где формально и бездумно использованы все его узнаваемые слоу-моушен, монументальные композиции кадров, оглядывающиеся персонажи и прочие приемы.

рецензия на фильм "Лига справедливости" 2017

Идейный Снайдер заканчивается вместе с теми же вступительными титрами, показывающими мир без надежды, каким он стал после смерти Супермена. И это единственный визуальный социально-политический комментарий за весь фильм, далее будут лишь две случайные реплики — о глобальном потеплении и гражданских правах в России. Богатый контекст киновселенной DC (за вычетом «Отряда самоубийц») в «Лиге справедливости» улетучился — теперь мы смотрим проходной супергеройский фильм, не побуждающий к рефлексиям. Падшие ангелы с картины Лекса Лютора здесь оказались надоедливой инопланетной мошкарой. Забудьте также о символизме с лошадьми, отсылках к мифологии, религии и т. д. «Лига справедливости» — из разряда легко усваиваемой пищи.

Освободившееся от контекста место занял юмор. Джосс Уидон прописал удачные шутки, часть из которых, правда, была не к месту или не соответствовала характеру героя. Во всяком случае, недовольные былым занудством DC зрители должны успокоиться. Еще одна старая претензия к снайдеровским супергеройским фильмам — слишком мало разговоров и ничего не понятно — тут тоже отпала. Любой сюжетный поворот объясняется словами даже тогда, когда этого не требуется — как в фильмах Marvel, например. Персонажи не перестают болтать и в тяжелом бою, причем содержательность диалогов напоминает школьников, рубящихся в WoW. Особенно пострадал образ главного злодея Степпенвулфа. Мало того, что этот инопланетный вояка сделан целиком из CGI, так еще и ведет себя, как персонаж компьютерной игры.

рецензия на фильм "Лига справедливости" 2017

«Лигу справедливости», похоже, постигла судьба готового креатива, на который потом налетели со своими «правочками» все студийные парадемоны. Либо изначально сценарий был таким нескладным, либо из готового фильма что-то выдернули, а что-то невпопад впихнули и переставили. Например, вы не увидите часть кадров из трейлеров, зато ожидайте бесхитростные отступления, справки и флэшбеки (потому что фильм идет всего два часа, а сюжетной информации много — и безразлично, что такие меры говорят о драматургическом бессилии). Вопросы к сюжетной логике, которые давали немало повода пошутить над «БпС», как раз остались. Зачем Киборгу надо было подглядывать в лесу? Почему древние люди закопали свой материнский куб не глубже картошки? Где заявка на «Лигу справедливости 2» и появление Дарксайда? Неужели нельзя было придумать для Степпенвулфа лучший финал, чем делать из него Пеннивайза?

Раскрытие трех новых и развитие старых персонажей за такой короткий хронометраж, насыщенный экшеном, осталось неподъемной задачей. Это, скорее, тизеры к образам супергероев, сольные фильмы которых еще ожидаются. Хотя почти каждый из участников Лиги ходит со своей болью. Скептик и одиночка Аквамен таит на человечество обиду за плохое обращение с окружающей средой. Напуганный юнец Флэш пытается получить одобрение от отца или любой заменяющей его фигуры. Киборг вообще не понимает, жив он внутри или мертв. Бэтмен теперь мучается из-за чувства вины и добровольно уступает лидерство товарищам со сверхспособностями (сравните с «БпС», где он был яростен и намеревался убить богоподобного Супермена). Персонажем без внутреннего конфликта оказывается Чудо-женщина, которая в Лиге выступает за коуча, фасилитатора и теневого лидера.

рецензия на фильм "Лига справедливости" 2017

Доминирующим мотивом для супергеройской команды является кризис мотивации. Супермена нет, планете грозит инопланетная аннексия («За единство! За Дарксайда!»), а человечество само роет себе могилу. Кого спасать? Белых супремасистов, громящих лавки арабских мигрантов? Идиотов, игнорирующих глобальное потепление? Террористов, желающих ввергнуть мир в «эпоху страха Божьего»? Грешные люди сами накликали беду и заслуживают закон силы, который провозглашает пришелец-захватчик. Но как там говорится в Новом Завете: «…приидет Сын Человеческий… с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его». Воскресший как раз провозгласит законом справедливость и отпустит глупую шутку после первого его применения на практике. Ну не въезжает Уидон во всю теистическую серьезность Снайдера, что тут делать.

Менее чем за месяц после прихода Уидона в «Лиге справедливости» сменился и главный композитор — вместо Junkie XL подряд получил Дэнни Элфман. Безусловно, матерый сочинитель музыки для кино, Элфман создал стандартный для такого вида фильмов саундтрек, который вряд ли отложится в памяти, в отличие от написанных ранее тем Чудо-женщины или Человека из стали. Студийная боязнь экспериментов и тут к добру не привела.

И что, «Лига справедливости» так плоха? Отнюдь, это отличный блокбастер для подростков, такие выходят в прокат почти каждую неделю. Чтобы отличаться, нужна смелость, не позволительная тогда, когда риск оценивается в сотни миллионов. Кино ведь не на века делается. Киновселенная DC продолжает плыть без курса, куда ветер дует. А все недовольные могут подписать созданную на днях фанатскую петицию, чтобы «Уорнеры» когда-то выпустили на дисках «Лигу справедливости» в том виде, в котором ее завершил бы сам Снайдер.

Рецензия на фильм «Человек из стали»
Рецензия на фильм «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости»
Рецензия на фильм «Отряд самоубийц»
Рецензия на фильм «Чудо-женщина»