Мистическое кровавое месиво с жуткой темной стилистикой и таинственно-прекрасной музыкой солиста группы Radiohead Тома Йорка.

История «Суспирии» началась еще в далеком 1845 году, когда английский писатель-эссеист Томас де Квинси написал «Suspiria de Profundis» (с лат. — «Воздыхания из глубины души»). Это произведение представляет из себя сборник коротких эссе, написанных в жанре психологической фантазии. Данное литературное творение очень понравилось итальянскому режиссёру Дарио Ардженто, который сделал из трилогии де Квинси серию фильмов, ставшими культовыми для истории хорроров. Первой и, собственно, самой знаменитой частью стала лента «Суспирия», выпущенная в 1977 году. В центре сюжета фигурировала обычная американская танцовщица, которая приехала в Германию, чтобы учиться в одной из лучших балетных школ. Однако очень скоро она поняла, что преподавательницы этого учреждения — ведьмы, а школа — что-то вроде места дислокации их шабаша, где они занимаются жертвоприношением и другими ведьмовскими делами. «Суспирия» 2018 года — это что-то среднее между ремейком оригинала и вольным творческим пересказом. Такое себе переосмысления легендарного фильма в новой обертке с новым вкусом.

рецензия на фильм «Суспирия» (2018)

1977 год (символично, кстати, ведь именно в этом году вышла первая «Суспирия»). В Берлине во всю идут молодежные бунты, разделение города стеной только накаляет обстановку. В Западной Германии кризис, каждый день звучат сводки о деятельности Фракции красной армии и их последователей, и на улицах неспокойно. В это время в Берлин из Огайо приезжает Сьюзи (Дакота Джонсон), чтобы попасть в балетную школу. Она преодолела такой долгий путь, поскольку именно в этой школе преподает легенда бальных танцев — мадам Бланш (Тильда Суинтон), попасть на учебу к которой — это честь для каждого танцора. Сьюзи вызывает симпатию у преподавательниц и, благодаря своему таланту, быстро становится одной из самых перспективных учениц. Увлёкшись занятиями, девушка не обращает внимание на странные сны, на потусторонние вещи, которые происходят в стенах школы. Она полностью отдалась танцу, не заметив, что попала в гнездо самых настоящих ведьм, чьи танцы — это элемент заклятий.

Поставил новую «Суспирию» режиссер недавнего фильма «Назови меня своим именем» Лука Гуаданьино, который давно мечтал сделать ремейк на работу своего знаменитого соотечественника. И Гуаданьионо удалось сделать самодостаточное произведение, отличающиеся совершенно иным подходом и трактовкой. Его интерпретация, основанная на работе Томаса де Квинси, а позже — на работе Дарио Ардженто, оказалась глубже, мрачнее и более метафоричной. С первого просмотра далеко не все смыслы в фильме могут раскрыться зрителю, и с последнего птребуется определенный базис знаний об истории и интерес к современной политике. Новая «Суспирия» в чем-то даже превосходит оригинал.

рецензия на фильм «Суспирия» (2018)

В «Суспирии» 2018 года обильно используется серость и хмурая атмосфера города, в котором витает дух тоталитаризма, в котором проходит граница между двумя политическими лагерями и в котором бунтует молодежь. Такой фон вводил зрителя в состояние тревоги, постепенно переходящей в жуть, чем больше информации получалось о сотрудницах школы. Кстати, и сама зловещая школа танцев расположилась прямиком возле Берлинской стены, на символической границе добра и зла.

Метафор в «Суспирии» хоть отбавляй, причем метафор неочевидных, сложнее, чем обычное сравнение. Вы найдете в ленте феминизм, политическую нестабильность и террористические акты, которые на деле могут вам натолкнуть на более глубокие мысли, нежели те, что лежат на поверхности. Даже образ престарелого старичка-психолога, который на старости лет захотел поиграть в опасную игру, не воспринимался как персонаж, который везде сует свой нос, а как человек, утративший самое дорогое и чувствовавший долг помочь кому-то безвозмедно.

рецензия на фильм «Суспирия» (2018)

Когда мы уже будем целиком раздавлены политическим и социальным фоном фильма из разных исторических периодов (речь идет о Второй мировой войне и Холокосте), за дело вступаются визуальные приемы, танцы, цвет и инструментальный ряд от Тома Йорка. Лучше этого музыканта никто бы не подошел для написания музыки под «Суспирию», ведь что кино, что музыкант эксцентричны. Музыка Тома Йорка вводит в гипноз, как будто заколдовывая вас не мигать, чтобы не пропустить каждую мелочь, каждый кадр. Возвращаясь к изображению, нужно отметить, что тусклый красный цвет напоминал ванну с кровью, в которую окунают зрителя. Этот эффект абсолютно точно хотели подчеркнуть авторы, ведь сцен насилия и литров крови на экране было много. В нескольких моментах даже сидеть в теплом и уютном зале было некомфортно. Параллельный монтаж танцев и изуродованного тела может стать для неподготовленного зрителя настоящим шоком.

Танцы, иллюстрирующие ведьминскую мощь, вообще были одновременно и прекрасны, и пугающи. Они заставляют восхищаться, но и предвкушать смертельную опасность, темную магию, от которой сложно спастись. Напряженность и непонятность сюжета в сочетании с давящей атмосферой и ужасающей эстетичность. Показываемого на экране оставляют тяжелое впечатление. Не каждый зритель готов досидеть такой фильм до конца. «Суспирия» может напугать, шокировать и хорошенько озадачить. Что-то схожее было с прошлогодним фильмом Даррена Аронофски «мама!». Такие ленты не боятся говорить о страхе и играться с нервами зрителей.

рецензия на фильм «Суспирия» (2018)

Также хорошо дополнили этот «праздник» темной магии и ведьм исполнительницы ролей. Дакота Джонсон окончательно «очистилась» от «50 оттенков», а Тильда Свинтон — это все та же Тильда Свинтон. Она шикарна в каждом своем образе. А, и да — еще она сыграла сразу три роли в фильме. Но какие — угадывать вам.

«Суспирия» — отличный триллер и очень красиво снятое кино, которое окажется по зубам далеко не каждому зрителю. Но осиливший более двух с половиной часов, переживший все мрачные и противные эпизоды, будет вознагражден неожиданным финалом, новыми загадками и меланхолическим послевкусием.