Человек-слон The Elephant Man (Вышел в 1980)

oKino:
8.3
из 10
IMDb: 8.2 (130,792)
3
1

Ко всем постерам →

мин
Жанр: биография, драма
В главных ролях:
Энтони Хопкинс
Джон Хёрт
Энн Бэнкрофт
Джон Гилгуд
Уэнди Хиллер
Фредди Джонс
Майкл Элфик
Ханна Гордон
Хелен Райан
Джон Стэндинг
Все актёры →
Режиссёр: Дэвид Линч
Продюсер: Стюарт Корнфелд, Джонатан Сэнгер
Сценарист: Кристофер Де Вор, Эрик Бергрен
Оператор: Фредди Фрэнсис
Композитор: Джон Моррис
Слоган: «Реальная история о мужестве и человеческом достоинстве»
Премьера в мире:
Бюджет: $5 000 000
Рейтинг MPAA: PG

Сюжет

Трогательная до слез, местами просто душераздирающая история человека по имени Джон Меррик (Херт), который был известен как Человек-слон, из-за его неописуемого уродства, вызванного болезнью. Его избивал и показывал за деньги на ярамарке жестокий негодяй, пользуясь его абсолютной беззащитностью и кротостью. Доктор Тревес (Хопкинс) увидел уродца и решил заняться им. Он привез его в больницу, и со временем научный интерес сменился искренней жалостью и сочувствием. Джон Меррик не был идиотом, он умел читать и писать, был умен и духовен, и хотя был неизлечим, его оставили в больнице навсегда, так как о истории несчастного узнали сильные мира сего — сама королева благословила решение комитета врачей. Какое-то время к нему из болезненного любопытства стекались посетители, а потом бывший владелец выкрал его и увез на материк, откуда ему помогли бежать другие карлики и уродцы. Поставлен фильм по реальным фактам. Великолепно передана атмосфера викторианского Лондона. Блестящая операторская работа (в черно-белом) Фредди Фрэнсиса. (М. Иванов)

Кадры

Ко всем кадрам →

Рецензии

Azazello
2 ноября, 2012

О том, что фильм «Человек-слон» заслуживает нашего внимания, говорят хотя бы эти два пункта: 1 — его режиссером является великий Дэвид Линч; 2 — сюжет фильма построен на реальных событиях. Что это нам дает? Новый взгляд на и без того необычную историю необычного человека.

Человеку с какими-то физическими, да и психическими, отклонениями всегда жилось непросто: он становился изгоем общества. Но в ХІХ веке людей, клейменных словом «фрик», еще и сажали в клетки, делая из них зрелищное шоу.

Джон Меррику повезло немного больше. Его нашел доктор Тривз и забрал для обследований, а потом на постоянной основе в больницу. О Человеке-слоне заговорили с новой силой, оказывается, он умеет говорить, да и не только, Меррик — настоящий джентльмен. Его посещает высший свет общества. Но так ли все безоблачно?

Да, теперь Меррику живется куда лучше, его не бьют, кормят и ухаживают за ним. Но по сути дела он сменил одну клетку на другую. Теперь к нему приходят интеллигентные джентльмены со своими прелестными женами, разговаривают на светские темы, но общество по-прежнему с любопытством рассматривает забавного фрика.

Есть над чем задуматься. Это пример того, как мы между двух бед выбираем меньшую. И начинаем оправдывать доктора Тривза: он же дал кров над головой, дал возможность пожить «по-человечески» Меррику. А что внутри? Стоит лишь вспомнить момент, когда охранник приводит в палату Джона пьяных посетителей местного бара. Джон ничуть не сопротивляется, он по-прежнему запуган и похож на загнанного зверя, над которым долго издевались: у него уже нет сил защищать свое право быть человеком, он и дальше с покорностью принимает судьбу экспоната.

Надо отдать должное и актерам за их превосходную игру. То, как перевоплотился Джон Хёрт, вызывает лишь восторг: его герой внутренне ничем не отличается от обычного человека, но судьба обрекла его на страдания и существование, вместо полноценной жизни. Но он не отчаивается, а продолжает нести свою нелегкую ношу. Согласитесь, что это довольно непросто — при нулевой мимике изобразить в себе целый мир.

Не вызывает никаких сомнений и игра Хопкинса, колеблющегося между двух полярных чувств: с одной стороны, он дал Меррику «новую» жизнь, но с другой — это та же «старая», только в красивой упаковке. Да, герои фильма очень сложны, их характеры полны и хорошо раскрыты, за ними интересно наблюдать, познавать их новые грани.

Линч превосходно показал непростую судьбу человека, обреченного быть не таким, как все. И то, как он это сделал, не смог бы сделать даже приближенно никто другой. Здесь очень важна манера режиссера, его особое художественное восприятие.

Плюс ко всему черно-белая пленка — она всегда правдивее цветной, в ней нет пафоса, напыщенности и игривости. Но за ней скрытый смысл, глубокий подтекст, который каждый зритель будет раскрывать сам (и даже не надейтесь на подсказку — Линч нарисовал картину, но что на ней увидите вы?).

Однажды прочитала, что у Дэвида Линча даже музыка является отдельным персонажем, и не смогла не согласиться. Обратите внимание на то, как мелодии и создаваемое ими настроение в ленте «Человек-слон» перетекают из одной в другую, как прорисовывают характер каждой сцены, как добавляют ей насыщенности и рельефности.

«Человек-слон» — интересный фильм: им восхищаешься, в то же время пытаешься анализировать происходящее и понять, так в чем же суть существования этого бедного человека. И когда ты познаешь всю глубину картины, тебя захлестывает волна чувств, начинает казаться, будто только что мир открылся для тебя заново.