О том, что фильм «Человек-слон» заслуживает нашего внимания, говорят хотя бы эти два пункта: 1 — его режиссером является великий Дэвид Линч; 2 — сюжет фильма построен на реальных событиях. Что это нам дает? Новый взгляд на и без того необычную историю необычного человека.
Человеку с какими-то физическими, да и психическими, отклонениями всегда жилось непросто: он становился изгоем общества. Но в ХІХ веке людей, клейменных словом «фрик», еще и сажали в клетки, делая из них зрелищное шоу.
Джон Меррику повезло немного больше. Его нашел доктор Тривз и забрал для обследований, а потом на постоянной основе в больницу. О Человеке-слоне заговорили с новой силой, оказывается, он умеет говорить, да и не только, Меррик — настоящий джентльмен. Его посещает высший свет общества. Но так ли все безоблачно?
Да, теперь Меррику живется куда лучше, его не бьют, кормят и ухаживают за ним. Но по сути дела он сменил одну клетку на другую. Теперь к нему приходят интеллигентные джентльмены со своими прелестными женами, разговаривают на светские темы, но общество по-прежнему с любопытством рассматривает забавного фрика.
Есть над чем задуматься. Это пример того, как мы между двух бед выбираем меньшую. И начинаем оправдывать доктора Тривза: он же дал кров над головой, дал возможность пожить «по-человечески» Меррику. А что внутри? Стоит лишь вспомнить момент, когда охранник приводит в палату Джона пьяных посетителей местного бара. Джон ничуть не сопротивляется, он по-прежнему запуган и похож на загнанного зверя, над которым долго издевались: у него уже нет сил защищать свое право быть человеком, он и дальше с покорностью принимает судьбу экспоната.
Надо отдать должное и актерам за их превосходную игру. То, как перевоплотился Джон Хёрт, вызывает лишь восторг: его герой внутренне ничем не отличается от обычного человека, но судьба обрекла его на страдания и существование, вместо полноценной жизни. Но он не отчаивается, а продолжает нести свою нелегкую ношу. Согласитесь, что это довольно непросто — при нулевой мимике изобразить в себе целый мир.
Не вызывает никаких сомнений и игра Хопкинса, колеблющегося между двух полярных чувств: с одной стороны, он дал Меррику «новую» жизнь, но с другой — это та же «старая», только в красивой упаковке. Да, герои фильма очень сложны, их характеры полны и хорошо раскрыты, за ними интересно наблюдать, познавать их новые грани.
Линч превосходно показал непростую судьбу человека, обреченного быть не таким, как все. И то, как он это сделал, не смог бы сделать даже приближенно никто другой. Здесь очень важна манера режиссера, его особое художественное восприятие.
Плюс ко всему черно-белая пленка — она всегда правдивее цветной, в ней нет пафоса, напыщенности и игривости. Но за ней скрытый смысл, глубокий подтекст, который каждый зритель будет раскрывать сам (и даже не надейтесь на подсказку — Линч нарисовал картину, но что на ней увидите вы?).
Однажды прочитала, что у Дэвида Линча даже музыка является отдельным персонажем, и не смогла не согласиться. Обратите внимание на то, как мелодии и создаваемое ими настроение в ленте «Человек-слон» перетекают из одной в другую, как прорисовывают характер каждой сцены, как добавляют ей насыщенности и рельефности.
«Человек-слон» — интересный фильм: им восхищаешься, в то же время пытаешься анализировать происходящее и понять, так в чем же суть существования этого бедного человека. И когда ты познаешь всю глубину картины, тебя захлестывает волна чувств, начинает казаться, будто только что мир открылся для тебя заново.