Четыреста ударов Les quatre cents coups (Вышел в 1959)

oKino:
8.2
из 10
IMDb: 8.2 (55,202)
2

Ко всем постерам →

мин
Жанр: драма, криминал
В главных ролях:
Жан-Пьер Лео
Клер Морье
Альбер Реми
Ги Декомбль
Жорж Фламан
Патрик Оффэ
Робер Бове
Ивонн Клоди
Клод Мансар
Жак Моно
Все актёры →
Режиссёр: Франсуа Трюффо
Продюсер: Франсуа Трюффо
Сценарист: Франсуа Трюффо, Марсель Мусси
Оператор: Анри Декэ
Композитор: Жан Константен
Слоган: «Det franske mesterværk om de unge i lømmelalderen[Дания]»
Премьера в мире:
Подборки: Фильмы про школьников, Фильмы про школу, Фильмы про детей

Сюжет

Двенадцатилетний Антуан Дуанель — трудный подросток. Его мать занята личной жизнью, и у нее нет ни времени, ни желания вникнуть в проблемы сына. Отчим — человек слабохарактерный, не имеет влияния ни на жену, ни на сына. Учитель лишь наказывает мальчика. Антуан и его приятель все реже посещают школу, сбегают из дома. Ни к чему хорошему все это не приводит.

Кадры

Ко всем кадрам →

Рецензии

Gijom
19 октября, 2012

Пожалуй, вряд ли найдется хоть один человек, называющий себя киноманом, но не знающий хотя бы имени легендарного основоположника жанра «новой волны» во Франции — Франсуа Трюффо. Картина «Четыреста ударов» — дебютная работа Трюффо в формате полнометражного кино. Лента эта оказалась большим прорывом не только для самого режиссера (который, к слову, получил благодаря ей приз в Каннах), но и для нового национального кинематографа в целом. К тому же здесь впервые по-настоящему классно показал себя Жан-Пьер Лео, впоследствии сделавший себе крайне успешную карьеру и работавший с множеством режиссеров мировой величины.

Героя Лео зовут Антуан Дуанель. Он подросток тринадцати лет от роду, и его окружает масса проблем и негативных влияний. Безусловно, у каждого юноши в этом возрасте в жизни наступает что-то вроде кризиса, но здесь проблемы чуть сложнее обычных. За каждым переулком на жизненном пути мальчика подстерегают опасности, и судьба наносит ему оглушительные удары, один за другим. В его семье все неправильно: основу ее составляют мать-эгоистка и слабохарактерный, трусливый отчим. Учителя в школе тоже не понимают Антуана, и он, не в силах более терпеть такое давление со всех сторон, предпринимает попытку бежать.

С тех пор он бежит, не останавливаясь, — сначала из дома, затем — из интерната. Мальчик начинает понимать, осознавать то, что до этого он чувствовал лишь сердцем: что мрак окружающей его действительности — это только маленький фрагмент огромного мира и если ему удастся выкарабкаться, то он обретет гармонию, лучшую жизнь. Антуан интересен тем, что в нем заложена какая-то божественная искра, ведь, несмотря на беды и лишения, он не обозлился на все человечество. Его будущее — не в исправительной колонии среди обездоленных и покинутых, Антуан не судит о Вселенной по тому ее уголку, который он видел до сих пор. Ему всегда есть куда бежать.

Мотив бегства встречается у Трюффо не только в картине «Четыреста ударов». Эта тема для него сакральна и крайне близка. В то же время режиссер не пытается показать именно свою историю. Он берет за основу сюжета мотивы, с которыми на самом деле знаком, которые ему понятны. Герой Жана-Пьера Лео не рассказывает зрителям историю жизни Трюффо, он живет собственной. Разница состоит в том, что замкнутый, робкий Трюффо в детстве никогда не был так решителен, как персонаж, которого он создал. Молодой актер идеально подошел на эту роль, вложив в характер Антуана и часть себя.

Благодаря тому, что режиссер сумел решиться на то, чтобы фактически переложить часть ответственности за результат на плечи четырнадцатилетнего парня (а сам он к тому моменту уже был в два с лишним раза старше) — он придал истории совершенно новое, свежее звучание. Точка зрения опытного, зрелого человека оказалась совмещенной с видением мира мальчика. Если вам все еще не доводилось познакомиться с маэстро Трюффо — смело начинайте с фильма «Четыреста ударов»!

Recensista
8 октября, 2012

Главный герой фильма — 12-летний Антуан Дуанель (14-летний Жан-Пьер Лео) — трудный ребенок, для которого найти общий язык с родителями весьма проблематично. Холодная мать, изменяющая отчиму (Клер Морье), безразлично относится к сыну, а слабохарактерный отчим (Альбер Реми) не обращает на развивающуюся драму почти никакого внимания. Антуан вместе с другом Рене (Патрик Оффэ) начинает прогуливать школу, а сам главный герой порой не ночует в родном доме. Со временем ситуация выходит из-под контроля и родители делают то, чего Антуан меньше всего от них ожидал.

В середине 50-х годов во французском кинематографе сформировалось новое поколение авторов, которых впоследствии прозвали «новой волной»: многие объединились вокруг кинокритика Андре Базена, критиковавшего рутину и штампу. Сторонники «новой волны» считали, что кино — это не только развлечение, но и средство выражения индивидуального взгляда на мир. Действительно, во французском кино царствовал застой с его вторичными сюжетами и опостылевшими декорациями. Одним из таких вольнодумцев стал Франсуа Трюффо, ещё в качестве кинокритика писавший, «чтобы произошёл настоящий подъём… нужно, чтобы молодые кинематографисты отказались от заимствований у „старого кино“… Нужно покинуть студии и выйти на побережье. Солнце дешевле прожекторов».

Название представленной на недавнем киевском мини-фестивале «Париж как он есть» картины — «Четыреста ударов» — сначала покажется странным и неуместным, на деле же это французская идиома вроде «33 несчастья» или «огонь, вода и медные трубы». Первая полнометражная картина Трюффо, взорвавшая Канны в 1959-м (приз за лучшую режиссуру), во многом автобиографична для автора: постановщик рос с матерью и отчимом, а в 14 сбежал из дома, после чего угодил в колонию для трудных подростков. В драме как раз мальчик родом из рабочей семьи, быт и утлая квартирка которой резко контрастируют с апартаментами его друга.

Драма Франсуа Трюффо — это прежде всего свободолюбивая, как отметил Годар, картина, в которой трудный ребенок тяжело воспринимает безразличие со стороны родителей и учителей и, пытаясь выбраться из круговорота несчастий, всё больше совершает ошибок. Ошибки, как считают его эгоистичные родители, нельзя прощать. Для самого Антуана совершаемые им проступки (кража печатной машинки, вынужденная ложь и цитаты Бальзака в сочинении) — не что иное, как самовыражение, протест, попытка заявить о себе.

Колония становится для Антуана тюрьмой, для него стремление к свободе оказывается непреодолимым. Сбегая из неё, Антуан устремляется к морю — своей мечте. Прибежав на бескрайний безлюдный пляж, подросток заходит в море по колено, и в этот момент камера приближает в стоп-кадре его вопрошающее лицо: отныне бежать некуда, но возникает надежда, что судьба ранимого мальчика сложится благополучно.

«Четыреста ударов» — искренняя лента, в которой раскрылись таланты молодых Трюффо и Лео-актёра. Впоследствии вышли ещё четыре продолжения жизни Антуана Дуанеля: «Антуан и Колетт» (1962), «Украденные поцелуи» (1968), «Семейный очаг» (1970) и «Сбежавшая любовь» (1979).

После «Четырёхсот ударов» появилась «Хиросима, любовь моя» (1959) Алена Рене и «На последнем дыхании (1960) Жан-Люка Годара с молодым Бельмондо, в котором Трюффо участвовал в написании сценария. «Новая волна» успешно продолжила триумфальное шествие, фактически начатое фильмом «Четыреста ударов».