Мужские разборки Du rififi chez les hommes (Вышел в 1955)

IMDb: 8.2 (15,592)
1

Ко всем постерам →

мин
Жанр: драма, криминал, триллер
В главных ролях:
Жан Сервэ
Карл Мёнер
Робер Манюэль
Жюль Дассен
Мари Сабуре
Жанин Дарси
Клод Сильвен
Марсель Луповичи
Робер Оссейн
Доминик Морен
Все актёры →
Режиссёр: Жюль Дассен
Продюсер: Анри Берар, Рене Безар
Сценарист: Огюст Ле Бретон, Жюль Дассен
Оператор: Филипп Агостини
Композитор: Жорж Орик
Слоган: «...means Trouble!»
Премьера в мире:

Сюжет

Профессиональный вор Тони выходит из тюрьмы и узнает, что его жена Мадо сошлась с Пьером, владельцем ночного кабака, промышляющим контрабандой наркотиков.

Отложив на время месть, Тони готовит «идеальное» ограбление ювелирного магазина.

Кадры

Ко всем кадрам →

Рецензии

I_Love_movie
28 ноября, 2012

В 1955 году на фестивале в Каннах Жюль Дассен одержал победу в номинации «Лучший режиссер» с фильмом «Мужские разборки». Это самая знаменитая работа Дассена, один из первых в кинематографе фильмов-ограблений. Картина снята по одноименному роману французского писателя Огюста Лебретона. На дассеновский нуар наложил видимый отпечаток бытующий миф о парижском легкомыслии. Под мужскими разборками в картине подразумевается не столько решительная удаль или грубая сила (воспетая режиссером в 1947 году в одноименном фильме), сколько обыкновенная глупость, гонор и спесь. Разобраться по-мужски — означает пустить пыль в глаза. Именно на «Мужские разборки» ориентируются авторы современных картин об ограблениях (в том числе и Тарантино в своих «Бешеных псах»), и даже сам Стэнли Кубрик позаимствовал в нем кое-что для своего «Убийства». Современное французское криминальное кино знаменито благодаря той планке качества, которую установил «Мужскими разборками» режиссер Жюль Дассен.

Выйдя из тюрьмы, стареющий вор Тони Стефануа (Жан Сервэ) хочет в первую очередь отомстить своей женщине, которая изменила ему с другим. Но, оставаясь вором, Тони все-таки решает провернуть ограбление одного из самых крупных ювелирных магазинов и собирает подходящую команду. После удачно совершенного дела героев настигают неприятности. Один из участников банды гибнет вследствие чрезмерной похоти, другой — из-за пристрастия к наркотикам, и даже жена бандита ставит мужу в пример простых обывателей: «Это они крутые, а не ты».

В этом безумном мире, где все норовят бодаться и соперничать, остается лишь сделать свое дело и умереть, поэтому самые удачные сцены фильма посвящены именно ограблению и гибели героев. Кража с взломом в картине «Мужские разборки» совершается без единого слова и длится почти тридцать минут, напоминая напряженный акт групповой любви. Сцена смерти здесь и вовсе показана с воистину флоберовской мощностью. Раненный в бок гангстер загибается, сидя за рулем, а тем временем на заднем сиденье кабриолета не утихают так называемые мужские разборки: 5-летний мальчуган заливисто стреляет из большого игрушечного кольта.

Эта картина вызвала восхищение критиков в основном благодаря получасовой сцене ограбления, в которой герои не произносят ни слова. Для большей наглядности в кадре постоянно демонстрируются часы, и зритель имеет возможность наблюдать за кропотливой работой по вскрытию сейфа в пределах экранного времени. Поразительная реалистичность воссозданных событий вызвала запрет показа картины во многих странах как «пособия по ограблению». Однако, несмотря на это, некоторые сцены из «Мужских разборок» вошли в золотой фонд мирового кино. Среди них получасовое ограбление ювелирного магазина на улице Риволи — этот эпизод снят в полной тишине и с максимальной реалистичностью. Кроме того, отмечена сцена чувственного выступления в ночном клубе Магали Ноэль, а также предсмертная агония главного героя за рулем кабриолета.

Это одно из тех произведений, в котором вроде и не к чему придраться, однако все же чего-то недостает. Возможно, в фильме не хватает нарастающего напряжения. Герои готовят преступление, но, прежде чем начнется само приготовление, зритель наблюдает довольно монотонный пролог. Далее сюжет отлично развивается, вплоть до ограбления с его почти получасовым молчанием, и все выглядит здорово. Но потом снова происходит спад. Расшевелившись к самой концовке, действие, однако, не вызывает эффекта взорвавшейся бомбы, для которого были все предпосылки.