Пианино The Piano (Вышел в 1992)

oKino:
7.8
из 10
IMDb: 7.6 (56,587)
3
1
3
2
1

Ко всем постерам →

мин
Жанр: драма, мелодрама, музыка
В главных ролях:
Холли Хантер
Харви Кейтель
Сэм Нил
Анна Пэкуин
Керри Уолкер
Женевьева Лемон
Танджия Бэйкер
Йен Мун
Питер Деннетт
Те Уотануи Скипуиз
Все актёры →
Режиссёр: Джейн Кэмпион
Продюсер: Джен Чэпман, Ален Депардье
Сценарист: Джейн Кэмпион
Оператор: Стюарт Драйбёрг
Композитор: Майкл Найман
Премьера в мире:
Бюджет: $7 000 000
Рейтинг MPAA: R

Сюжет

Фильм новозеландки Джейн Кэмпион, получивший Гран-при на кинофестивале в Канне и принесший "Оскара" за лучшую женскую роль Холли Хантер. Ее героиня Ада — немая. Вместе с 9-летней дочерью (Пакен) она приезжает к мужу (Нил) в глухую местность в Новой Зеландии (действие происходит в XIX веке). Но муж отказывается доставить в дом фортепиано, и оно остается брошенным на берегу. Ада вынуждена пойти на своего рода сделку с диким местным жителем (Кейтел), разрисованным татуировками, чтобы заполучить свой инструмент. Она должна играть для него, учить его музыке. Эти уроки заведут всю троицу в пучину роковых страстей. Сценарий Кэмпион писала больше пяти лет. Фильм потрясает своей необузданной энергией и эмоциональностью. Одна из лучших картин мирового кино последних лет. "Сезар" за лучший иностранный фильм. (М. Иванов)

Кадры

Ко всем кадрам →

Рецензии

Gijom
30 ноября, 2012

Перед зрителем одна из тех картин, что оставляют о себе двоякие впечатления. Ее следует рекомендовать смотреть только с комментарием: «Ничего ни читай о фильме, просто садись и смотри». Выскажу предположение, что на каждого зрителя он подействует по-разному.

Итак, завязка обещает нам таинственное, лирическое настроение. Тем не менее его не случается. Сцены по-настоящему прекрасные — вроде той, где бессловесная Ада (Холли Хантер) потрясающе красиво играет на пианино на берегу моря, — сменяются чуть ли не «чернухой», когда она возвращается к мужу (Сэм Нил), шлепая по грязи. Подобные контрасты подстерегают зрителя буквально в каждом из эпизодов «Пианино». Размеренная и спокойная жизнь Ады с дочерью в Шотландии, где у них был свой домик с садом, сменяется серыми, грязными пейзажами Новой Зеландии, куда они приезжают к Алисдеру.

Скорее всего, режиссер хотел этими малоприятными вставками показать нам неправильность отношений женщины с посторонним ей мужчиной. И именно грязный новозеландский ландшафт становится фоном для порочных, грубых страстей, лежащих в основе сюжета фильма. Каждая встреча Ады с Джорджем (Харви Кейтель), впоследствии ставшим ее любовником, — подобна душевной пытке. Их отношения вызывают негодование, отвращение. К примеру, каждый из уроков музыки у Джорджа оканчивался сценой созерцания — жадного, похотливого. В то же время, кажется, именно эти дикие, животные чувства и нужны были некогда чопорной героине. Провокация и толчок, похоже, единственное, чего ей не хватало, чтобы с головой погрузиться в греховное падение.

Впрочем, сам муж, Алисдер, ничем не лучше этой парочки. По причинам, известным разве что лишь создателям «Пианино», он не хочет забрать инструмент к себе домой, зная, что ничто для Ады так не дорого, как он. Он будто сам толкает ее на измену, отправляя к Джорджу играть, а позже, узнав об их отношениях, жестоко лишает ее смысла жизни — способности заниматься музыкой.

В общем, если обобщить все вышесказанное, можно сделать вывод, что в картине не появляется ни одного такого персонажа, к которому можно было бы испытать чувство жалости, сочувствия или даже симпатии. Когда в одной из финальных сцен все они плывут в одной лодке, хочется лишь одного — чтобы она перевернулась и унесла на морское дно негодяев.

В то же время спрашиваешь себя: а можно ли так жестоко осуждать Аду? Да, она следует каждому из своих желаний, совсем не задумываясь о последствиях. Но многие женщины так живут всю жизнь. Она влюбляется в мужчину, который дает ей шанс говорить, говорить именно тем способом, каким у нее это получается. При этом между ней и мужем грандиозная дистанция, пропасть, они фактически не знают друг друга. Да и Бэйнса при желании оправдать можно, ведь он встречает тонкую, чувственную натуру среди туземок-аборигенов, и любит ее так, как умеет. Так или иначе, финал картины несколько скрашивает топорность всего происходящего ранее: Джордж и Адель вместе, они счастливы, полны любви и она получает возможность играть.

Что безусловно хорошо в ленте «Пианино» — так это музыка. Она по-настоящему оживляет и будто разукрашивает серость фильма, добавляет чувственности.

В целом картина Джейн Кэмпион получилась, на мой взгляд, ниже среднего уровня. При очень интересной задумке реализация, что называется, подкачала. Персонажи получились плоскими и пустыми, они не способны любить, и движет ими только сексуальное желание, похоть. Так или иначе, но фильм оставляет пусть скорее негативное, но впечатление, запоминается, и некоторые кадры из него подолгу остаются в памяти.