Самурай Le samouraï (Вышел в 1967)

IMDb: 8.2 (24,282)

Ко всем постерам →

мин
Жанр: драма, криминал, триллер
В главных ролях:
Ален Делон
Франсуа Перье
Натали Делон
Кати Розье
Жак Леруа
Мишель Буарон
Робер Фавар
Жан-Пьер Позье
Катрин Журдан
Роже Фраде
Все актёры →
Режиссёр: Жан-Пьер Мельвиль
Продюсер: Раймон Бордери, Эжен Леписье
Сценарист: Джоан МакЛауд, Жан-Пьер Мельвиль
Оператор: Анри Декэ
Композитор: Франсуа де Рубэ
Слоган: «De kaldte ham Samoraien - den ensomme morder»
Премьера в мире:
Рейтинг MPAA: PG
Подборки: Фильмы про гангстеров, Фильмы про бандитов, Фильмы про киллеров

Сюжет

Этот фильм — один из последних, поставленных мастером полицейского фильма Мельвилем (он умер в 1973 году). Критики присвоили фильму термин — "фильм-эпюр", означающий строгость линии в обрисовке персонажей. И действительно, персонаж, которого играет Делон — наемный убийца, не редкость немногословный, который выполняет свою "работу", как автомат, руководствуясь только кодексом "бусидо" — "Нет более глубокого одиночества, чем одиночество самурая, кроме, возможно, одиночества тигра в джунглях". Леденящие душу "подвиги" "кустаря-одиночки" приводят его к закономерному трагическому концу и нотвратимом возмездии в лице чернокожей пианистки (Розье)... Картина оказала влияние и на других кинематографистов: сцена с Делоном, лежащим в постели, была воспроизведена Де Ниро в "Таксисте". Джон Ву сам говорил, что его "Убийца" сделан по влиянием "Самурая". (М. Иванов)

Кадры

Ко всем кадрам →

Рецензии

Batman
11 января, 2013

Жеф Костелло (Ален Делон) — профессиональный киллер, человек с железной волей и дисциплиной. Однажды он получил очередной заказ на убийство. После удачно проведенной ликвидации неугодного бизнесмена Костелло неожиданно сталкивается с давлением со стороны полиции и нежеланием заказчика выполнять свои обязательства. Зная, что он рискует своей жизнью, Жеф бросает вызов всем своим противникам, вступая в свою последнюю схватку.

Знаменитый французский актер Ален Делон идеально подошел на роль убийцы Жефа Костелло. Образ получился не просто запоминающимся, а хрестоматийным. Это позднее, через десятки лет, появятся «Мертвец» Джармуша, «Леон» Бессона и многие другие работы и персонажи других мастеров, например Китано, Тарантино и иже с ними. Но первым и самым лучшим воплощением «воина смерти» стал именно Жеф Костелло. Ален Делон сыграл не просто героя-одиночку, а практически мертвеца, немногословного героя с лицом мраморного изваяния. Ни прошлого, ни настоящего у героя нет, как нет и биографии. Откуда может быть история жизни у того, кто является истинным воплощением смерти? Жеф Кастелло действует как буддист, а точнее, как самурай. Его не интересует окружающий мир, его мир — это служение своему предназначению.

Сегодня таких одиночек больше нет. Для современного зрителя образ убийцы украшают всевозможным дополнением: постмодернистским стебом, различными подругами и нелепыми Санчо Пансами. Парижский режиссер Жан-Пьер Мельвиль создал не боевик, а полноценный мрачный и холодный нуар, безо всяких ненужных психологических подоплек, имеющий родство с медитацией самурая перед обязательным сэппуку. Но, кроме того, фильм «Самурай» показывает мир тотального одиночества, которое присутствует в каждом из нас, но которое осознано не всеми. Сильнейший символ фильма — единственный друг главного героя — попугай в клетке, явственно олицетворяющий своего мрачного хозяина.

Мельвиль выстроил свое художественное детище, как сейчас принято говорить, очень стильно. Хотя «стильность» — это не лучшее слово для описания характера работы режиссера. Четкость и минимализм — вот идеальная характеристика. Плавно текущий ритм, скупость в звуках, холодная атмосферность фильма «Самурай» буквально завораживают зрителя, перенося его в мир, где нет привычной всем нам системы ценностей. Минимализм виден буквально во всем, даже в жилище главного героя. Его дом — это крохотная комната, в которой стоят два стула, шкаф и холодная кровать.

И не ищите скрытого смысла в послании авторов или их же увлекательного посыла. «Самурай» — это талантливо созданный срез чужой жизни. Жизни, в которой мерилом является лишь одна истина: «Смерть — это прекрасный и естественный процесс, все мы в итоге приходим к ней на поклон». А помощники смерти, такие люди, как Жеф Кастелло, — это ангелы-истребители, кладущие свою жизнь на алтарь общего дела. И финальный главный подвиг любого самурая — это его смерть.