Синий бархат Blue Velvet (Вышел в 1986)

oKino:
7.7
из 10
IMDb: 7.8 (108,547)

Ко всем постерам →

мин
Жанр: драма, криминал, триллер
В главных ролях:
Изабелла Росселлини
Кайл МакЛоклен
Деннис Хоппер
Лора Дерн
Хоуп Лэнг
Дин Стокуэлл
Джордж Дикерсон
Присцилла Пойнтер
Фрэнсис Бэй
Джек Харви
Все актёры →
Режиссёр: Дэвид Линч
Продюсер: Фред С. Карузо, Ричард А. Рот
Сценарист: Дэвид Линч
Оператор: Фредерик Элмс
Композитор: Анджело Бадаламенти
Слоган: «It's a strange world»
Премьера в мире:
Бюджет: $6 000 000
Рейтинг MPAA: R

Сюжет

Очень странный, но оригинальный фильм о молодом человеке, влипшем в таинственную историю, куда замешана чокнутая певица из ночного клуба и торговец наркотиками, занимающиеся попутно киднэппингом и склонные к садизму, и другие "приятные" люди. Стиль для Линча подчас важнее фабулы, и причудливые образы и ситуации, которые он разворачивает перед зрителем, требуют уважительного понимания. Фильм получил номинацию на "Оскара" за лучшую режиссуру и ГРАН-ПРИ фестиваля фантастических фильмов в Авориазе. P. S. Кстати, синий бархар — это препарат, содержащий опиум. (М. Иванов)

Кадры

Ко всем кадрам →

Рецензии

Dreamer
17 сентября, 2012

«Синий бархат» Дэвида Линча содержит некоторые сцены, настолько эмоционально глубокие, что после первой из них понимаешь, за что многие критики воспевали его как шедевр. И в то же время эти самые эпизоды страшного сексуального отчаяния как раз и намекают на то, что с этой картиной что-то не так. Они настолько сильны, что должны быть в ленте искренней, чистой и настоящей. Но в «Синем бархате» они окружены сюжетом, который переполнен поверхностной сатирой и дешевыми кадрами. Режиссер или сам отрицает силу этого материала, или же позиционирует картину как продукт исключительно для узкого круга зрителей.

В этой ленте перед нами предстают две реальности. В одной из них мы переносимся в Ламбертон, простаковатый городок, где жители живут по сценариям любимых телесериалов и сами уже стали клонами героев ситкомов. Вторая реальность — история сексуальной неволи, где мужа и сына Изабеллы Росселлини похищает Деннис Хоппер и делает её своей сексуальной рабыней. Неожиданный поворот в том, что это похищение открывает самые неожиданные стороны желаний героини: она понимает, что получает наслаждение от мазохистских унижений и становится от них зависимой.

Повседневная жизнь города изображена с невозмутимой иронией: герои используют старомодные двусмысленные фразы и с нарочитой торжественностью провозглашают избитые истины. И в то же время история сексуального порабощения рассказана на уровне тонкого хладнокровного реализма.

Картина начинается с идиллической сцены размеренной городской жизни, которую подкрепляют новенькие заборчики и ухоженные клумбы. А потом человек теряет сознание, поливая газон, и пес подходит, чтобы попить воды из незакрытого шланга, который упавший все еще сжимает в своей руке. Великолепная картинка усложняется, когда камера углубляется в траву и показывает нам голодных насекомых — аллегорию жизни города, где на поверхности все прекрасно, а внутри прогнило и деградирует.

Сын больного — студент университета (Кайл МакЛоклен) — приезжает, чтобы проведать отца, и у него завязывается роман с дочерью детектива полиции (Лора Дерн). Парень находит на газоне несколько отрезанных человеческих ушей и вместе с подружкой пытается докопаться до причины их появления. Кажется, следы ведут к ресторанной певице (Росселлини). Само собой, что МакЛоклен все узнает о тайной сексуальной жизни женщины и не остаётся простым соглядатаем в её садо-мазо играх.

Эти приключения зачаровывают особенно. На их фоне «9 с половиной недель» выглядят достаточно робкой и целомудренной попыткой показать человеческие отношения. «Синий бархат» же разрабатывает проблему самых низких, отчаянных и грязных людских желаний. Если бы Линч развил эту линию более подробно, если бы проследовал в дальнейшие отношения, завязавшиеся между студентом и певицей, могла бы получиться настоящая эмоциональная бомба. Вместо этого режиссер перефокусируется с этих гипнотических, натянутых, как нерв, отношений на свою обожаемую забавную местечковую сатиру.

Сексуальная составляющая здесь настолько волнующа, а Росселлини настолько реалистична, что остается пожалеть о том, что этот материал не был использован с большим толком. Когда я закончил смотреть фильм, мне пришло в голову сравнение с ведущими выпуска новостей, которые сообщили о катастрофе, унесшей тысячи жизней, а в конце, улыбаясь, сказали: «Но это не главное». После того как зритель весь напрягается в предвкушении дальнейшего развития этого сюжета (не в эротическом плане, а в эмоциональном), режиссер нас беспардонно обрывает. А вообще, «Синий бархат» если и не лучший фильм Линча, то, однозначно, его мастерская работа.