Фестиваль «Молодость»
Программа: Восточный экспресс
Фильм переворачивает с ног на голову истину про взаимную открытость и доверие в семье, на которых в идеале она и должна держаться. От каждого в семье герои картины скрывают какую-то тайну, которую не откроют ни при каких обстоятельствах. Все заботы в этом семействе словно намертво завязаны вокруг этих тайн, поэтому каждому приходится вести двойную жизнь.Так, Аннамария (Daria Lorenci) никогда не узнает, что она забеременела не от своего мужа Николы (Miki Manojlovi), а от его родного брата Брако (Bojan Navojec). Но и сам Брако никогда не узнает, что отцом его дочери был его брат Никола. И это только две тайны, про которые героям приходится умалчивать друг перед другом. Для того, чтобы не запутаться в сложных схемах, кто против кого и что утаивает, фильм поделен на главы, посвящённые каждому члену семьи.
Актёрский состав заслуживает отдельного внимания. Известный в большей мере по фильмам Кустурицы и в меньшей – по многим восточноевропейским фильмам Miki Manojlovi в картине исполняет один из своих излюбленнейших характеров, в котором подмешано немного авантюризма и произвола и чуточку противоречащей им семейности. Однако его игрой все достоинства фильма не ограничиваются, и остальные актёры замечательно справились со своими задачами.
Наблюдая за героями фильма, замечаешь, как в ментальности хорватов сложно переплелись западный индивидуализм и восточная общинность. Так, Аннамария, в очередной раз «спалив» мужа на изменах, не бросает его, чтобы спокойно продолжить свою жизнь без предателя-Николы, а остаётся с ним, чтобы уберечь семью. Хотя какие у них в дальнейшем будут отношения – вопрос сложный.
Каждый в этой истории хотя бы немного понимает, или хотя бы догадывается, что родичи что-то ему не договаривают. Но устраивать скандалы вокруг этого, разрушать семейные отношения ини пытаться докопаться до всех тайн, которые существуют против него, ни один не решается. И эти недомолвки в их взаимоотношениях становятся словно одним из основных условий их общения.
По словам режиссёра фильма Райко Грлика (Rajko Grlic), жизнь современного человека чётко ограничено семьёй, церковью, работой, деньгами и другими заботами. Так что чуть ли не единственное, что ещё в праве человек выбирать самостоятельно – с кем ложиться постель. «Можно себе только представить, сколько фантазии и энергии люди вкладывают в то, чтобы вести двойную жизнь, которое, часом, становится для них творческим взлётом и единственной возможностью как-то восстать против постоянства мира» - сказал Райко Грлик, представляя свой фильм.
Стоит отметить музыкальное сопровождение фильма. От уличного гама и шаловливых мотивов до тонких чувственных мелодий, которые придают звучание человеческим переживаниям, музыка тактично появляется и незаметно исчезает. Так, в застывшей на экране картинке с появлением музыки становятся заметны какие-то новые детали, и сцена обретает совсем иного звучания, наполняется более глубоким смыслом.
Эта картина – настоящий подарок, ведь совсем нечасто выпадает возможность посмотреть хорватское кино. Балканская балаганность, европейская чувственность и славянская душевность удивительным образом соединяются в этой ленте, которая собрала уже четырнадцать наград на европейских кинофестах.