Цельнометаллическая оболочка Full Metal Jacket (Вышел в 1987)

oKino:
8.2
из 10
IMDb: 8.4 (370,351)

Ко всем постерам →

мин
Жанр: военный, драма
В главных ролях:
Мэттью Модайн
Адам Болдуин
Винсент Д’Онофрио
Р. Ли Эрми
Дориан Хэрвуд
Кевин Мейджор Ховард
Арлисс Ховард
Эд О’Росс
Джон Терри
Кирон Джеккинис
Все актёры →
Режиссёр: Стэнли Кубрик
Продюсер: Стэнли Кубрик, Ян Харлан
Сценарист: Густав Хэсфорд, Стэнли Кубрик
Оператор: Дуглас Милсом
Композитор: Вивиан Кубрик
Слоган: «Born to Kill»
Премьера в мире:
Бюджет: $30 000 000
Рейтинг MPAA: R
Подборки: Фильмы про армию, Фильмы про солдат, Фильмы про военных

Сюжет

Фильм состоит как бы из двух частей. В первой морских пехотинцев жестоко муштруют и доводят до ума в школе, а во второй ребята уже во Вьетнаме. Во время патрулирования взвод натолкнулся на снайпера, затем ценой серьезных потерь снайпера уничтожили. Каково же было потрясение солдат, когда они увидели, что снайпер совсем молоденькая девчонка. Поставлен фильм по роману "Краткосрочники" (The Short-timers) Густава Хэсфорда, принявшего участие в написании сценария (номинация на "Оскара"). (М. Иванов)

Кадры

Ко всем кадрам →

Рецензии

simulacrum
7 марта, 2007

Лента «Цельнометаллическая оболочка» посвящена вечной теме «человек и война». Как и многие другие картины Стэнли Кубрика, здесь появляется всё тот приём, когда вторая половина сюжета как бы опровергает первую. Так, главный герой «Заводного апельсина» к концу сюжета несёт жестокое наказание за тот образ жизни, который он вёл в начале картины.

«Рождён убивать» — эта надпись венчает каждую каску на каждом солдате в фильме. И действительно жесточайшая военная муштра не оставляет в головах и душах каждого, кто через неё прошёл, ни капли сожаления или добра. В их сознание вбивается дикое желание убивать, при этом беспрекословно подчиняясь приказам обезумевшего командования.

В отряде, находящемся в центре сюжета, царствует культ физической силы, и при этом беспощадно унижается человеческое достоинство. Женскую аудиторию при этом может оскорбить пренебрежительное отношение к слабому полу.

Каждый из морских пехотинцев — словно снаряд в патронташе масштабного адского орудия, убивающего всё и вся на своём пути. Таким образом, сам отряд напоминает какой-то ужасающий механизм, облачённый в цельнометаллическую оболочку. Размышления о губительности войны и роли человека в военных действиях Кубрик оканчивает выводом, что человек, призванный убивать — сам обречён на погибель.

Картина также рассказывает о том, насколько непросто бывает сохранить чувство собственного достоинства и своё «я», когда оказываешься среди людей, которые стадно повинуются одной идее. Ведь, у каждого отдельного солдата нет ясного представления о том, за что они воюют и какая цель всей войны. Они понимают лишь свою небольшую участь в большой войне. Всякий человек, которого они встречают на чужой территории — будь то солдат или же просто ребёнок или крестьянин — для них в одинаковой степени враг, которого необходимо истребить. В этом отчасти и заключается трагедия каждого отдельного солдата.

Поэтому и фильм, начавшись, как история о бессмысленности войны постепенно обрастает идеями бессмысленности человеческих жизней.

Каждый из американских военных полон бравады и гордости за свои сражения, количество проведённых операций и убитых людей. Но сколь бы громким не был такой пафос — всё это лишь для замыливания глаз перед настоящей трагедией: каждый из пехотинцев уже через несколько часов, во время следующей операции может погибнуть.

Противоречие и идейная насыщенность фильма подчёркивается практически ежечасно. Так, главный герой ленты вместе с надписью на каске «Рождённый убивать» носит и значок борца за мир на бронежилете. Этому парню (одному из совсем немногих) удалось сохранить своё «я» во время подготовки к военным действиям, оказавшись уже на реальной войне, придётся засомневаться в том, стоило ли ему отстаивать свою точку зрения или же поддаться стадному инстинкту. Ведь способность мыслить самостоятельно в столь жестоких условиях, где постоянно кто-то умирает, доставляет лишь дополнительную боль и страдания.

Вместо того чтобы воссоздать сражения на реальной натуре, Кубрик предпочёл построить декорации Вьетнама в Англии. Однако таким решением он не пытался удовлетворить свою прихоть и не следовал своему нежеланию ехать на другой конец света. Искусственно воспроизведённые декорации позволили ему создать своё авторское пространство кинокартины, которое не было похоже ни на один существовавший до тех пор фильм.

В этой ленте показывается не хаос военных действий и не делается ставка на эффектность взрывов и выстрелов, а строго выстраивается определённый ритм каждой бомбардировки и обстрела. Этот приём не только придал фильму определённый стиль, но в своё время и стал новым словом в этом жанре.

Сюжет картины «Цельнометаллическая оболочка» основан на романе Густава Хэсфорда «Кратко живущие».