Одесский 12-20 июля 2013
Международный кинофестиваль

НОВОСТИ

ОМКФ-2013. День 5: «Перед полуночью» и безумие Ходоровского

Международный конкурс набирает обороты и уже кажется не столь безнадежным. Во вторник показали грузинский фильм «В цвету» — дебютную работу Наны Эквтимишвили и Саймона Гросса. На дворе 1992 год, начало грузино-абхазской войны.

01

В центре сюжета — история двух девочек. При этом самой войны в кадре мы так и не увидим, как не услышим и ни одного выстрела. «В цвету» — это прежде всего история о взрослении и мире накануне большой беды, увиденном детским взглядом.

По настроению все это похоже на летние фильмы Марлена Хуциева. Здесь есть первая любовь и семейные проблемы, есть живая музыка и бесчувственность окружающих. Режиссер фильма не дает каких-либо однозначных трактовок или суждений. О войне здесь говорят звучащие за кадром передачи, напоминают опустевшие в один миг магазины и военные, появляющиеся в кадре.

Режиссер фильма Нана Эквтимишвили испытала все это на себе, когда ей было 14. В этом смысле «В цвету» — очень биографичный фильм. После военного детства была учеба в Германии, возвращение в Тбилиси и первый фильм. Интересно, что премьера ленты состоялась на Берлинале, где ее встретили с восторгом. Теперь это главный фаворит Одесского фестиваля.

02

Однако больше всего аплодировали сегодня все же не грузинскому фильму, а картине Ричарда Линклейтера. Его «Перед полуночью» — продолжение лент «Перед рассветом» и «Перед закатом». Теперь главные герои в исполнении Жюли Дельпи и Итана Хоука живут вместе, воспитывают дочек-близняшек и во время отпуска колесят по солнечной Греции. Вот только вся романтика их отношений уже давно сведена на нет, а вместо нее появилась усталость и необходимость разобраться в том, как жить дальше. Этому как раз и посвящен фильм. Герои много говорят — между собой, с друзьями, детьми,- обсуждая самые незначительные мелочи, которые составляют жизнь людей, находящихся рядом многие годы. Известно, что актеры и режиссер придумывали совместно все сцены и диалоги, наделяя их личными моментами. Поэтому лента кажется еще более камерной и интимной. Например, все открывает продолжительная сцена в машине, где около 15 минут герои просто обсуждают друг друга, свое прошлое и настоящее. В какой-то мере всю трилогию Линклейтера можно считать энциклопедией отношений. Первая была о знакомстве, вторая — о влюбленности, а третья — о браке. Видимо, из-за этого «Перед полуночью» и выглядит самой грустной частью: здесь уже нет романтических иллюзий, возможности узнавания друг друга или первых открытий. В ней все построено на необходимости удержать — свои чувства, партнера, прошлое. Хотя фильм и не лишен юмора, все же его скорее можно назвать грустной комедией о кризисе отношений.

03

Комедия — это вообще любимый жанр ОМКФ. Комедией можно назвать и новую картину Алехандро Ходоровского «Танец реальности». Кроме того, это и очень личный фильм режиссера, снятый по его автобиографии. Мы видим здесь все глазами самого режиссера, который то и дело появляется в кадре, чтобы поправить и поддержать своих героев — 14-летнего себя и своего отца. При этом, как и всегда было у Ходоровского, «Танец реальности» построен на безумных фантасмагорических образах и представляет собой обрывки странного трипа. Так, отец юного Алехандро воюет с бандой безруких и безногих бродяг, на улице всех развлекает карлик, а мать говорит только с помощью оперных арий. Однако если в начале мы следим за жизнью самого Алехандро, то ближе ко второй половине на главную роль выходит его отец. Из обычного торговца он превращается в революционера, затем становится бродягой, а после — и вовсе героем. Он фанатеет от Сталина и носит усы, как у вождя народов. Но он постепенно изменяется: со временем мы видим не неприятного типа, а человека, которому хочется сопереживать. И кажется, одной из ключевых тем фильма в таком случае является примирение самого Алехандро Ходоровского со своим отцом.

Самое занятное, что на премьеру фильма пришла лично Кира Муратова, которая, как оказалось, является давней поклонницей режиссера. Вот только новый фильм Ходоровского Муратовой явно не пришелся по душе. Высидев полчаса, она поспешила покинуть зал, после чего стали уходить и многочисленные зрители.

04

Интересно, что больше в этот день уходили только с конкурсного фильма «Дорожный патруль» — не менее странной ленты, нежели работа Ходоровского. Начинаясь как смесь видео с ютуба и истории о коррупции и беспределе в польской полиции, киноработа постепенно переходит в детектив, а в конце и вовсе оказывается политическим триллером. Вот только эта половина наступает после часа странного трэша с матами, оргиями и алкоголем, чего неподготовленный зритель явно не принял. В любом случае главное впечатление дня — на ОМКФ появились и смелые режиссерские работы. А значит, все не так уж и плохо.

ЕЩЁ НОВОСТЕЙ ОМКФ 2013

оКино — все о кино

Спецпроект ОМКФ 2013
подготовлен и поддерживается
порталом okino.ua

Четвертый Одесский международный
кинофестиваль 12-20 июля 2013