Одесский 12-20 июля 2013
Международный кинофестиваль

НОВОСТИ

ОМКФ-2013. День 6: бессмысленная красота Соррентино и байопик Уинтерботтома

Шестой день фестиваля можно смело назвать днем красоты — немного бессмысленной, красоты, которая оказывается важнее содержания. Два главных фильма дня — «Великая красота» и «Король Сохо» — очень пышные визуально, но довольно спорные по содержанию ленты.

01

Примечательно, что фильм Соррентино в какой-то мере дополняет вчерашний «Танец реальности» Ходоровского. Здесь все также начинается с китча, то и дело проскакивает стеб над религией, и весь фильм напоминает красочный цирк. По сюжету главный герой — уставший от жизни писатель, завсегдатай светской жизни — перемещается с одной странной вечеринки на другую. Кроме того, он и сам рассуждает о бессмысленности богемной жизни, но так и не решается ее бросить. Богемная жизнь по Соррентино — как смертельная болезнь, от которой излечить может лишь смерть. Вот только все эти мысли явно не новы. Об этом снимал Феллини, с чьей «Сладкой жизнью» чаще всего и сравнивают «Великую красоту», об этом говорили десятки других режиссеров. Соррентино не добавляет к этому ничего нового. Из-за чего сама картина кажется скорее большим мыльным пузырем — красивым, но ненужным. Фильм отчасти напоминает стандартную рекламу. Где-то смахивает на клип. И напоминает обычное телевизионное реалити-шоу о жизни богатых и знаменитых.

При этом нужно отдать должное Соррентино: своим фильмом он помогает людям обрести веру в собственный ум и возможность расслабиться. Его новая работа — это прежде всего большой летний арт-блокбастер. Приличное количество литературных цитат нужно здесь для красного словца, любая критика мира напоминает невинные взрывы петард во дворе. А любое брюзжание о бренности мира является комедийным элементом.

«Великую красоту» неоднозначно восприняли в Каннах, в Одессе ей много аплодировали. Причем этот фильм, как и лента Ходоровского, перекликается с «Элитным сообществом». Коппола показывала одержимость славой и богемной жизнью, Соррентино эту самую богемную жизнь нещадно критикует, при этом еще и скрыто симпатизируя ей. Однако, несмотря на это, оба фильма оказываются своеобразной одой подобной жизни. И если согласиться, что главная тема фестиваля — поиск себя после мирового кризиса, то это может оказаться показательным моментом.

02

«Король Сохо» Уинтерботтома рассказывает о богемной жизни. Это байопик о Поле Реймонде — британском миллионере, порнокороле и известном импресарио. В фильме показано его восхождение, отношения с женой и любовницей, но главное — его связь с дочерью, которая погибла от передозировки наркотиков. Как и Соррентино, Уинтерботтом довольно комичен и красочен. Но, в отличие от итальянца, он все же не претендует на какие-то разоблачения. А скорее, просто рассказывает историю об известном человеке. Поэтому его картина выглядит куда более человечной, но вместе с тем кажется и совершенно необязательной. Это лента, которую приятно посмотреть вечером, чтобы расслабить мозг. Но это никак не фильм, который принято показывать на ведущих фестивалях. Хотя, с другой стороны, для фестиваля несложного летнего кино это все же отличный кандидат. Посмотрел, улыбнулся, где надо — взгрустнул, после чего благополучно забыл и пошел смотреть что-то еще, такое же милое и славное.

03

Что касается украинского кино, то сегодня удалось посмотреть «Не хочу умирать» Алисы Павловской. В какой-то мере это одесский вариант того кино, которое в Киеве снимает Александр Шапиро: актеры-непрофессионалы, известные городские фрики, совершенно бессмысленный сюжет и фарс-фарс-фарс. Смотреть такое кино крайне непросто: понимаешь, что необходимо оно только самим участникам съемочного процесса и их друзьям. А главный его месседж: жизнь ужасна и бессмысленна, но снять об этом будет «по приколу».

04

В конкурсе показали фильм «Параджанов» Елены Фетисовой и Сержа Аведикяна. Еще до просмотра все понимали, что шедевра ждать не стоит. Его, в общем то, и не оказалось. Получился довольно проходной фильм о выдающемся режиссере. Причем не будь это история о Параджанове, то его место в конкурсе и вовсе было бы загадкой. Также это выглядит скорее как попытка актуализировать режиссера или вовсе как необязательное дополнение к ретроспективе Сергея Параджанова в Одессе.

ЕЩЁ НОВОСТЕЙ ОМКФ 2013

оКино — все о кино

Спецпроект ОМКФ 2013
подготовлен и поддерживается
порталом okino.ua

Четвертый Одесский международный
кинофестиваль 12-20 июля 2013