Одесский 12-20 июля 2013
Международный кинофестиваль

НОВОСТИ

ОМКФ-2013. День 7: вроде как Россия

Четверг в Одессе прошел под знаком нового российского кино. В конкурсе показали победителя последнего «Кинотавра» — «Географ глобус пропил» с Константином Хабенским в главной роли, а вне конкурса — «Небесные жены луговых мари» любимца Европы Алексея Федорченко.

01

«Географ глобус пропил» — это довольно крепкая история о человеке, который, несмотря ни на какие трудности, пытается оставаться собой. Фильм Велединского, который когда-то сделал себе имя как сценарист сериалов «Дальнобойщики» и «Бригада», далек от традиционной российской чернухи или бытовых драм. Это скорее грустная мелодрама, хорошо выстроенная и близкая массовому зрителю. Интересно, что победа ленты в Сочи практически не вызвала ни у кого особых споров. Победи он в Одессе — тоже вряд ли кто-то скажет что-то плохое.

«Географ глобус пропил» интересно даже сравнить с «Игрой в правду» Шамирова. Причем сравнение будет явно в пользу первого. Так, Велединский куда более талантливый режиссер, а его фильм, также говорящий о каждом из нас, кажется более цельным и глубоким. При этом картина явно не претендует на звание чего-то большого, а является крепким мейнстримным фильмом, которых сегодня не хватает как России, так и Украине.

02

Полностью противоположный пример — «Небесные жены луговых мари». Федорченко в какой-то момент нашел свою нишу и стал сегодня фактически российским Кустурицей. То есть режиссером, который создает из национального фольклора дешевые поделки на фестивальный экспорт. И если в его предыдущем фильме «Овсянки», отметившемся в Венеции, все это было подано в виде одной цельной истории, то в «Небесных женах луговых мари» перед нами 22 зарисовки о жизни марийских женщин, рассказанные ко всему прочему еще и на местном наречии. Понятно, что какой-либо цельности в таком случае ждать от ленты не было смысла. По словам режиссера, он пытался создать определенный орнамент. Вышло это у него, мягко говоря, не очень. Каждая история выглядит совершенно натянутой, каждая последующая кажется еще большей нелепицей. А от постоянных фольклорных элементов в какой-то момент начинает подташнивать. И там, где Кустурице понадобилось фильмов пять, чтобы всем надоесть, Федорченко хватило двух.

03

В программе гала-премьер сегодня показали «Порочные игры» Пак Чхан-ука — стилизованный триллер о маньяке в семье. В нем рассказывается о девочке (Миа Васиковска) и ее матери (Николь Кидман). После смерти отца семейства к ним прибывает его брат. Дальше начинаются странные убийства. И уже к половине фильма всем становится ясно, кто есть кто. Однако эта предсказуемость не пугает режиссера. Еще снимая в Корее, Пак был известен тем, что актеры у него марионетки, которые выполняют определенные действия во имя некоего насилия. А сюжет не несет в себе особых неожиданностей. Такое было, например, в трилогии о мести. «Порочные игры» — его американский дебют, уже провалившийся в прокате. И главное здесь — это стильный кадр, вычурная картинка и образы. Так, ленту можно назвать гибридом «Амели» и «Олдбоя», снятым человеком, насмотревшимся Кубрика. Но можно признать и хитрый замысел режиссера — приехать в Америку и сделать фильм со звездами, которые будут изображать бездушных кукол. Последнее, правда, маловероятно и скорее все же из области фантастики. Ведь Пак Чхан-ук все-таки не Кубрик, а его картина — скорее упражнение в стиле, чем что-то большее.

ЕЩЁ НОВОСТЕЙ ОМКФ 2013

оКино — все о кино

Спецпроект ОМКФ 2013
подготовлен и поддерживается
порталом okino.ua

Четвертый Одесский международный
кинофестиваль 12-20 июля 2013