Даже самый эффектный блокбастер становится ещё ярче, попадая на экраны кинотеатров IMAX. Всё благодаря
тому, что технология IMAX остаётся самой прогрессивной среди всех существующих сегодня видов
кинотеатров.
На сегодняшний день это единственная технология, позволяющая в полной мере почувствовать все
достоинства 3D изображения.
Основным стандартом этой технологии является огромный экран, который в полтора раза больше экрана в обычном
кинотеатре. Эта особенность заложена в самом названии IMAX (Image Maximum — «максимальное
изображение»).
Для того чтобы он охватывал буквально всё периферическое зрение, экран специальным образом выгибается,
заставляя зрителя полностью погрузиться в фильм. Чёткость же картинки и яркость цветов на экране
усиливается за счёт специального серебряного покрытия.
В таких кинотеатрах используются специальные проекторы, существенно превышающие по весу и мощности
традиционные устройства показа фильмов. Так, мощность ксеноновых ламп в таких проекторах 12
киловатт — чего достаточно, чтобы увидеть свет от них невооружённым глазом даже с Луны.
Эти лампы требуют специального ухода, например, более чем часового разогрева перед началом работы. Так что
если в течение дня отменяется показ фильма, то проектор продолжает работать, ведь в случае
отключения его попросту не успеют подготовить к следующему сеансу.
Для кинотеатров IMAX также был специально разработан способ расположения колонок в зале, за счёт
чего объём фоновых шумов уменьшается приблизительно в четыре раза по сравнению с другими
цифровыми системами.
Одно из самых ощутимых преимуществ этой аудиотехнологии — громкость звука, которая может в 10
раз превысить традиционные звуковые системы без
каких-либо
искажений. Так что в особо зрелищные моменты по креслу зрителя пробегает лёгкая дрожь от разразившегося
звука, в какой бы части кинозала он не оказался.
История этой технологии началась в 1970 году, когда состоялся первый кинопоказ с соблюдением всех
её стандартов. А уже в следующем году в Торонто был открыт первый кинотеатр IMAX «Киносфера».
В 1988 г. IMAX мог добраться и до СССР, однако по разным причинам проект
строительства такого кинотеатра заглох. Так что первое появление IMAX на территории СНГ состоялось лишь
в начале
2000-х
. в Москве.
Сегодня корпорация IMAX работает одновременно в трёх сферах:
шоу-бизнес
, технологии и цифровые СМИ.
Одной из главных особенностей технологии IMAX является огромный экран, заставляющий зрителя поверить в то, что всё действие в фильме происходит на самом деле.
Самый распространённый размер IMAX экранов — 22×16 метров. Этой площади достаточно, чтобы показать кита в натуральную величину. Однако размеры экранов в разных кинотеатрах IMAX по всему миру несущественно разнятся между собой. К примеру, самый крупный экран IMAX находится в Сиднее (Австралия): его высота 30 м, а общая площадь 1015 м, что приблизительно в 10 раз больше стандартного экрана в рядовом кинотеатре.
Ещё одной важной особенностью технологии IMAX является изгиб экрана под небольшим градусом, благодаря чему охватывается всё периферическое зрение каждого сидящего в зале зрителя и усиливается эффект присутствия. Изогнутое изображение создаёт иллюзию глубины и усиливает объём кадра, даже если демонстрируется фильм в 2D. Таким образом, ничто не может отвлечь внимание зрителя, ведь он не видит ничего кроме самого фильма.
Экраны обычных кинотеатров поглощают часть света, который выпускает проектор, поэтому зритель видит более тусклое изображение, чем оно должно быть на самом деле. В связи с этим экраны в кинотеатрах IMAX специально покрыты серебром, дабы проекция отражалась максимально точно. Основной же материал, из которого делается экран — винил.
Аудио система технологии «Image maximum» предусматривает размещение нескольких колонок сразу за экраном. Для того чтобы звук полноценно проникал в зал, экран усеян сотнями мелких отверстий.
Установка подобного экрана занимает приблизительно 10 дней.
Одна из разновидностей технологии «Image maximum» — сферические кинотеатры IMAX DOME (в прошлом именуемый OMNIMAX), в которых изображение проецируется на куполообразный экран в форме эллипса.
Схема зала IMAX DOME
За счёт формы экрана изображение получается просто огромным. Например, в купольном кинотеатре Копенгагена его площадь превышает 800 квадратных метров.
Подобные экраны ещё больше усиливают эффект погружения в фильм. Судя же по отзывам некоторых зрителей, «в IMAX DOME теряешь ощущение где „низ“, а где „верх“, так что перестаёшь чувствовать землю под ногами».
Иногда под такого рода кинотеатры переоборудуются планетарии.
Далеко не каждый фильм можно проецировать на такой экран, так как искажений не будет лишь в его центре, а по краям картинка будет сильно растянута. Во избежание такого дефекта при проекции фильмов на куполообразные экраны используются специальные проекторы с линзой «рыбий глаз».
Изображение сквозь линзу «рыбий глаз»
Иногда для лучшей проекции в IMAX DOME проектор размещается не на полу, а подвешивается под куполом.
Одно из основных достоинств IMAX кинотеатров, за счёт которого они и отличаются от обычных
кинообителей, — специальные проекторы, которые обеспечивают безукоризненное изображение на таком
огромном экране IMAX формата.
Первое поколение таких специальных проекторов появилось ещё в конце
60-х
, когда участвовали в выставке
Экспо-67
, тогда и был публично представлен один из первых проектов IMAX кинотеатра. Главной задачей такого
проектора было достичь более совершенного изображения. Одним из «отцов» этого изобретения
стал австралийский инженер Рон Джонс.
Проекторы IMAX используют сильные ксеноновые лампы, мощность которых колеблется от 7–14 кВт. Для
того, чтобы изображение на экране не искажалось попадающими на плёнку пылинками, проекторы
оснащали специальными очистителями, работающими на поршнях.
Принципиально новым в
70-е
годы стало и использование специального «скользящего цикла», изобретенного австралийцем
Джонсом Брисбеном. Этот механизм позволял перетягивать кинопленку максимально плавно, что обеспечивало
практически идеальную резкость изображения.
За свое более чем
40-летнее
существование, в
IMAX-кинотеатрах
было четыре поколения проекторов:
|
GT (Grand Theatre)
GT (Grand Theatre) — первый проектор, выпущенный в 1970 году, был размером с малолитражный
автомобиль. Его мощность составляла 15 кВт, так что для охлаждения всего этого оборудования
использовалась гидросистема. Первая такая проекционная система была установлена в одном из кинотеатров
Торонто в 1971 году. А усовершенствованными моделями нового проектора стали 3D Dome и Magic
Carpet, представленные на выставке
Экспо-86
в Ванкувере.
|
|
|
SR (Small Rotor)
SR (Small Rotor) — вторая основная модель проекторов IMAX, была представлена в 1998
году. В отличие от проекторов предыдущего поколения, этот был компактнее, и к тому же
позволял уменьшить затраты при строительстве мультиплекса за счет меньшего оборудования.
Как и в более старых проекторах, эти состояли из двух роторов, которые разводили
два луча проекции для левого и правого глаза, за счёт чего и создавался эффект
3D. В случае же если демонстрировался фильм не в стереоформате, то проекции
из каждого ротора безукоризненно совмещались. |
|
|
MPX
MPX — модель, выпущенная в 2004 году, была разработана для модернизации
кинотеатров. MPX обеспечивает изображение шириной 21,3 м и соотношением сторон 1,8:1.
В то время как уступившие им место проекторы предыдущих поколений GT и SR были
рассчитаны на чуть больший масштаб экрана.
|
|
|
Цифровой проектор
Цифровой проектор, не получивший
какого-то
определенного названия, был представлен в 2008 году. Он также предназначается для
экранов шириной 21,3 м, однако с соотношением сторон уже 1,9:1. Этот проектор
предполагает улучшенный двигатель, который существенно повысил качество изображения.
Появление цифрового проектора спровоцировало активный переход кинотеатров IMAX по всему миру
на цифровые носители. На сегодняшний день более половины кинотеатров этой сети не используют
плёнку при демонстрации фильмов.
Отказ от плёнки существенно облегчил кинопоказ, ведь бобина с одним двухчасовым фильмом
весит около 300 кг, в связи с чем, обслуживание плёнки вызывало трудности. Кроме того,
во время протягивания плёнки через проектор, на неё могла попасть пыль, что создавало
помехи на экране — в случае же использования цифровой копии такие
проблемы просто исключены. Словом, использование цифровых проекторов удешевило кинопоказы.
|
Оказавшись в кинотеатре IMAX, вы сразу обратите внимание на огромный экран, нестандартную схему зала и впечатляющее 3D изображение, однако не менее важным в технологии таких кинотеатров является звук, который существенно усиливает впечатление от просмотра фильма.
В IMAX используется технология шестиканального звука Proportional Point Source (PPS), обеспечивающая равномерное распределение звука по всему залу. Так что независимо от того, в какой части зала находится зритель, он в полной мере ощутит все оттенки саундтреков.
Секрет заключается в запатентованном расположении колонок по залу, за счёт которого объём фоновых шумов уменьшается приблизительно в четыре раза по сравнению с цифровыми аудиосистемами в обычных кинотеатрах.
Кроме основных колонок, по периметру зала расположено несколько десятков динамиков поменьше, которые создают объёмное звучание.
В последнее время набирает популярности новая аудиосистема «6.1», в которой добавлен один низкочастотный канал, однако такое распределение звука пока можно встретить лишь в избранных кинотеатрах.
Для того чтобы звук из-за экрана доходил до зрителя чистым и без помех, в экране сделаны сотни микроотверстий. Также традиционно за экраном располагаются самые мощные сабвуферы, передающие низкие («тяжёлые») звуки, например, взлетающего самолёта, взрыва и т. п.
Мощность звука в кинотеатрах может в 10 раз превысить возможности аудиосистем обычных кинотеатров. В среднем она составляет 12,5 кВатт, в зависимости от размеров кинозала, так что в особо зрелищные моменты от разразившегося звука по креслу зрителя пробегает лёгкая дрожь.
Однако такая мощность предусмотрена системой не для того, чтобы впечатлить зрителя слишком большой громкостью, а для того, чтобы звук был максимально чистым.
В то время как аудиосистемы обычных кинотеатров обеспечивают диапазон звука приблизительно в шесть октав — в IMAX кинотеатрах он расширен приблизительно до десяти октав.
Сегодня саундтреки IMAX фильмов чаще всего записываются в одном из лучших звуковых цифровых форматов TASCAM DA-88, который потом переводится в формат, необходимый для определённого оборудования каждого кинозала. Чаще всего в таких кинотеатрах используется формат DDP (Digital Disc Playback), специально разработанный для этой технологии.
В отличие от обычных фильмов, в которых звуковая дорожка и изображение расположено на одной плёнке, технология IMAX всегда предусматривала два отдельных источника звука и изображения. Так, изначально звуковые дорожки к каждому фильму записывались на отдельную бобину 35 мм. Причина в том, что широкоформатное изображение занимало всю площадь 70 мм плёнки и на ней не оставалось места для звуковой дорожки. Только в начале 90-х годов звук стали оцифровывать и воспроизводить с жёсткого диска.
Теперь же, когда практически все кинотеатры IMAX используют цифровые проекторы, с сервера считывается изображение.
Аудиосистемы специально для таких кинотеатров разрабатывает и создаёт компания Sonics Associates (Бирмингем, штат Алабама, США), которая является дочерней компанией корпорации IMAX.