Мы все можем с удовольствием поддержать разговор, если речь заходит о зарубежных сериалах. Кто-то преклоняется перед продукцией канала HBO, другому больше по душе костюмированные драмы от AMC, а третий и вовсе, отставляя мизинец во время чаепития, признается в любви исключительно к британским ситкомам. Но если задеть тему украинских сериалов, мы тушуемся и не знаем, что ответить. На ум приходят (если вообще приходят) лишь различные многосерийные мелодрамы низкого пошиба или пошлые сериалы о милиционерах. oKino.ua решило покопаться в памяти и достало пять ярких сериальных пятен на фоне нашего телевидения — и если вы, уважаемые читатели, вспомнили что-нибудь еще стоящее, смело делитесь в комментариях. Ведь тема необычайно важная: меняют эфир украинских каналов не только шишки с телевидения, но и мы, обычные зрители.

Нюхач

Достойный киевский ответ популярным детективным сериалам в духе «Обмани меня» с Тимом Ротом и британского «Шерлока». Здесь все те же условия: главный герой, обладающий необычайной способностью (в нашем случае — беспрецедентным обонянием), которая помогает ему раскрывать преступления. Собственно, из-за этой схожести «Нюхача» и обвиняют в копировании зарубежных аналогов, но все эти обвинения несостоятельны. Ведь для того, чтобы у нас появились свои аутентичные «Во все тяжкие» и «Настоящий детектив», необходимо вначале догнать существующий тренд на стартовом уровне какого-нибудь «Менталиста». С чем «Нюхач», которого купил для показов ряд заграничных каналов, справляется отменно.

Холостяк

Это четырехсерийная криминальная история с комедийными элементами, в главной роли — харизматичный Владимир Епифанцев, который в свое время прославился, сыграв в культовом трэш-фильме «Зеленый слоник». И пусть в последнее время он изображает преимущественно каких-нибудь брутальных капитанов и майоров, его трэшовое прошлое (и театральное образование) дает о себе знать — благодаря этому даже самые дубовые персонажи Епифанцева всегда с какой-нибудь изюминкой. К тому же, «Холостяк» — это попытка обыграть бандитский колорит Одессы: наркомафия, передел власти между местными авторитетами и засланный агент под прикрытием на фоне неповторимого антуража города у Черного моря. Не сказать, что попытка совсем удалась («Холостяка» скорее можно отнести к так называемым фильмам «категории Б»), но интереса заслуживает.

Шоу долгоносиков

Эта безумная передача, будоражившая умы украинских телезрителей с 1996-го по 1999-й годы в принципе по формату не вписывается в привычное обозначение «телесериала» («TV series»), ведь «Шоу долгоносиков» — это самое настоящее скетч-шоу. Но и не вспомнить его было бы настоящим преступлением. Авангардный юмор, несомненная харизма актерского состава (тогда и зажглась, например, звезда Виктора Андриенко) и смелые решения (скажем, пустить в эфир суржик) — все это и многое другое помогло данной программе стать легендарной. Ну, а поскольку в то время сериальной продукции на украинских телеканалах было немного, а шоу выходило регулярно, оно и воспринималось как сериал.

Леся плюс Рома

Самый первый ситком отечественного производства, снятый на украинском языке. Если сейчас попытаться его пересмотреть (особенно первые эпизоды), окатит огромной и теплой волной ностальгии. Дмитрий Лаленков в роли Ромы-невротика и Ирма Витовская, изображающая его экзальтированную жену Лесю, покажутся старыми знакомыми, с которыми связано множество приятных моментов. За бытовыми перипетиями Леси и Ромы, которые ужинают с тещей, робко обсуждают свои сексуальные фантазии на приеме у психолога и играют в карты на кухне с друзьями тогда наблюдала вся страна. И поэтому сериал можно считать данью традиции семейных ситкомов от еще молодой независимой Украины, которая только начинает строить фундамент телевизионного производства. Ну, и антураж в кадре всегда был честным и нашим, без дураков — от васильковских панорам до типовой квартиры на Троещине.

Каламбур

«Каламбур» — это вообще название гениальной одесской комик-труппы, созданной на основе великого коллектива «Маски-шоу». Конечно, здесь опять-таки нужно отметить выход за привычный сериальный формат — и это даже не скетч-шоу, а своеобразный тележурнал, построенный на нескольких регулярно обновляемых рубриках. В представлении они не нуждаются — одна только безмолвная «Деревня дураков» (Баба, Мужик-усач, Морячок, Медведь) может заслуженно считаться коллективным психоделическим опытом любого украинца, у которого тогда (с 1996-го года) был телевизор. К настоящему моменту «Каламбур» стал классикой украинской телевизионной комедии, к которой интересно обращаться до сих пор. Избегая табуированной лексики в духе какого-нибудь «Камеди клаба», в этом тележурнале многоуровневые сложные шутки могли варьировать с совершенно банальной комедией положений про опьянение от самогона — и в любом случае было гомерически смешно.