История о Викторе Франкенштейне — ученом, создавшем монстра — классический сюжет, к которому в кино обращались десятки раз. Иногда используя его целиком, иногда — лишь как отправную точку. На этой неделе в украинский прокат выходит новая трактовка романа Мэри Шелли — «Виктор Франкенштейн» с Джеймсом МакЭвоем и Дэниэлом Рэдклиффом. К этому событию oKino.ua вспоминает пять самых смелых переосмыслений данной темы: от классической комедии Мэла Брукса до неожиданной версии короля поп-арта Энди Уорхола.

Дом Франкенштейна

Начиная с 30-х годов студия Universal считалась главным производителем фильмов о Франкенштейне. Созданный же ими «Дом Франкенштейна» — это фактически «Мстители» в мире Universal, то есть объединение всех классических героев картин о монстрах (за исключением мумии, на которую у студии в этот раз просто не хватило денег) в одной истории. В разное время Франкенштейна играли великие Кристофер Ли и Борис Карлофф, здесь же его роль досталась бывшему ковбою Гленну Стрэйнджу. А Карлофф сыграл злого ученого Густава Нисмана, наделенного, правда, классическими франкенштейновскими шрамами на лице. Сюжет фильма кажется настоящим безумием. Здесь есть и побег Нисмана из тюрьмы, в которую ударила супермолния, его попытка мести всем на свете, оживление Дракулы, столкновение с человеком-волком и даже любовный треугольник с цыганкой и горбуном. Сейчас все это выглядит как настоящий трэш, но в 40-х считалось вершиной хоррор-жанра.

Молодой Франкенштейн

Режиссер Мэл Брукс сделал себе имя многочисленными пародийными фильмами, где доставалось как классическим триллерам Хичкока («Страх высоты»), так и вестернам («Сверкающие седла»), и sci-fi боевикам («Космические яйца»). Не обошел он стороной и историю о Франкешнтейне. В своей версии 1974 года Брукс прошелся как раз по классическим картинам Universal. В его фильме молодой Фредерик Франкенштейн наследует имение своего деда Виктора. После чего в компании слуги Игоря, грудастой помощницы и пугающей экономки пытается продолжить его эксперименты по оживлению людей. Сегодня, конечно, все это выглядит не так смешно как в 70-х, и некоторые шутки и неспешный ритм кажутся немного устаревшими. Однако даже в таком виде «Молодой Франкенштейн» — это одна из лучших комедий в истории американского кино и главное творение режиссера Мэла Брукса.

Плоть для Франкенштейна

Если фильм Брукса выглядит невинной забавой, то лента Энди Уорхола и Пола Моррисси кажется самой настоящей трип-версией истории Мэри Шелли. Первый выступил продюсером, второй — режиссером. Все снималось на легендарной «Фабрике», большинство актеров находились под действием ЛСД, а среди приглашенных звезд в кадре мелькали многие знаменитости и друзья Уорхола. За «Плотью для Франкенштейна» последовало формальное продолжение — картина Моррисси «Кровь для Дракулы». В обеих картинах главные роли сыграли любимец Фассбиндера Удо Кир и Джо Д’Алессандро. По сюжету первого фильма, барон Франкенштейн (Кир) решает создать идеальных мужчину и женщину. С девушкой у него все получается без проблем, но для создания парня не хватает головы «настоящего самца». Ради ее поисков барон отправляется в публичный дом, но вместо мачо, по ошибке, находит юношу, решившего стать священником. Последнее, впрочем, не мешает ученому обезглавить того ради своего великого дела.

Боги и монстры

Еще один привет классическим фильмам студии Universal. «Боги и монстры» — это не столько рассказ о Франкенштейне, сколько очень грустная и смелая история его киносоздателя — режиссера Джеймса Уэйла (Иэн МакКеллен). Именно Уэйл снял первые ключевые фильмы о Франкенштейне, однако его жизнь была омрачена множеством собственных драм. Он был гомосексуалистом и великим режиссером своего времени — а именно любовь и кино буквально погубили его жизнь. В фильме «Боги и монстры», забытый всеми, Уэйл живет затворником, предается воспоминаниям и, встретив молодого солдата, решает создать из него «монстра», который и должен будет его убить. Причем все это совсем не привычная биография, а, скорее, странный арт-фильм, где действие происходит на границе между сном и реальностью, повседневностью и самым настоящим безумием.

Я, Франкенштейн

Помимо пародий и переосмыслений классики в наше время из истории Мэри Шелли попытались сделать зрелищный боевик. В ленте «Я, Франкенштейн», например, героем стал монстр по имени Адам (Аарон Экхарт), созданный некогда самим Франкенштейном. Главная особенность ленты — перенос действия в наше время и создание из монстра настоящего комиксового супергероя. Адам оказывается посреди противостояния двух кланов могущественных потусторонних существ и именно ему под силу спасти мир от последствий этой войны. Главная претензия к самому фильму была в его простоте и даже примитивности, но в этом можно найти и свой плюс. «Я, Франкенштейн» — прежде всего, развлекательное кино, с множеством экшена и довольно необычным взглядом на классический сюжет.