В мировом кино все чаще боятся браться за оригинальные идеи, предпочитая создавать актуальные версии проверенных ранее сюжетов. Среди украинского кинопродукта можно отыскать интересные истории, которые либо в свое время пострадали из-за нехватки денег на съемку, либо нуждаются в обновлении времени и места действия. В честь Дня украинского кино, традиционно отмечаемого каждую вторую субботу сентября, в oKino.ua пофантазировали и выбрали пять значимых для кинематографа Украины картин, на которые можно сделать ремейки.

Приятель покойника (1997)

Реж. Вячеслав Криштофович

Шестнадцать лет назад этот триллер по роману и сценарию Андрея Куркова считался одним из самых значительных успехов отечественного кино 90-х. Сегодня же «Приятель покойника» кажется скучным и слишком мрачным. Тогда кинопленка впитала в себя всю безысходность десятилетия, хотя в литературном источнике света и оптимизма найдется больше. Завязка фильма повторяет известную картину «Я нанял убийцу»: герой-неудачник сам себя заказывает киллеру, но вскоре раздумывает погибать. «Приятель покойника» — остросюжетное и увлекательное кино, которое можно переснимать не один раз, просто меняя атмосферу, степень психологической глубины и социальный контекст истории.

Непокоренный (2000)

Реж. Олесь Янчук

Как бы в разных уголках Украины не относились к Роману Шухевичу, его драматичная жизнь так и просится на экран. Олесь Янчук снял единственный на сегодня байопик о главнокомандующем УПА. Снял за деньги из диаспоры и при условии избегать фактов, которые могли бы подпортить геройский образ Шухевича, например, надо было умолчать о его адюльтере. Ремейк «Непокоренного», конечно, должен быть более провокативным. И финал фильма — убийство главного героя советскими спецагентами — желательно сделать напряженным, а не мелодраматичным, как у Янчука.

Звенигора (1927)

Реж. Александр Довженко

Писатель-футурист Майк Йогансен и петлюровец Юрко Тютюнник придумали для первого большого фильма Довженко злободневный сюжет, который до сих пор поражает своей нетривиальностью. В «Звенигоре» вместилась и мистика, и экшен, и драма о братьях, оказавшихся в разных политических силах. Воссоздавать всю сложную идеологическую проблематику ленты в наше время смысла, пожалуй, нет. Но вот история о загадочном тысячелетнем кладе, его хранителе-старике и поссорившихся из-за сокровища братьях вполне может обрести на экране вторую жизнь, теперь уже в звуке и цвете.

Четыре листа фанеры, или Два убийства в баре (1992)

Реж. Иван Гаврилюк, Сайдо Курбанов

Рыжие стены милицейских кабинетов и баров-ресторанов, в которых происходит действие «Четырех листов фанеры», современного зрителя скорее отпугнет. Сюжет же картины, напротив, не утратил актуальности. В этом детективе журналистка заводит роман со следователем, которого подозревает в причастности к нераскрытым убийствам. До самого финала и героиня, и зритель терзаются догадками, кто этот следователь — честный человек или лицемерный убийца. Созданные во времена развала украинской кинематографии «Четыре листа фанеры» впитали дух того отчаянного времени и пострадали от экономии бюджета. В наши дни из этой истории можно слепить как телемуви, так и приличный триллер для кинопроката.

Гетманские клейноды (1993)

Реж. Леонид Осыка

Все фильмы о казаках, созданные после обретения Украиной независимости, были сняты за мизерные деньги с убогими массовкой и экшеном. Последнего как раз не хватает ленте «Гетманские клейноды». В ней рассказывается о том, как после смерти Богдана Хмельницкого за символами его власти охотятся раскроившие Украину на части казацкие старшины. Клейноды хранятся у дочери покойного гетмана, и если она не отдаст их злодеям, то погибнут невинные люди. На стороне наследницы только один казак, готовый ценой своей жизни защитить гетманские ценности.